Сегодня моей маме исполнилось 72 года. В её судьбе нет ничего необычного, так жили и живут миллионы женщин.
Бабушке очень повезло – молодой муж вернулся с войны живой, всего лишь без двух пальцев на правой руке. После госпиталя он даже приезжал в отпуск, поэтому первый ребенок в семье родился в 1943 году. После войны дед вернулся домой, в тамбовское село, и началась мирная жизнь – работа в колхозе и рождение одного за другим ещё семерых детей.
Моя мама появилась в 1948 году. Детство она вспоминает редко. Говорит, что никогда не голодали – картошка и молоко были всегда. Кормил огород, бабушка даже возила в Москву на продажу огурцы, а мама с сестрой в 12–13 лет сами ездили в райцентр на рынок с мешком моркови.
В 15 лет, окончив 8 классов, мама поддалась на уговоры подружки - ехать в Волгоград, поступать в строительное ПТУ. Зачем, почему – сама до сих пор не понимает. Ее уже зачислили в техникум в райцентре, и отец уговаривал остаться поближе к родному дому, но нет, проявила настойчивость и все-таки отправилась в незнакомый большой город. Сейчас сама говорит: "Уж ехала бы в Москву, что там, строители не требовались?". Но случилось так, как есть.
В ПТУ деревенских девочек быстро научили азам профессии маляра, и началась трудовая жизнь. На 60-70 годы пришелся бум строительства, Волгоград, разрушенный войной, просто возводили с нуля. Работа была физически сложной, тяжеленные баки со шпаклевкой и краской молодые женщины таскали на верхние этажи сами. Но усталость не чувствовалась: вечером натягивали кримпленовые платьица-мини, сапоги-чулки и спешили на танцы в клуб строительного треста. Там мама и познакомилась с отцом.
Свадьбу играли в красном уголке общежития, на фоне красных знамен и портретов Ленина. В это же общежитие привезли меня из роддома, а всего спустя полгода въезжали в новенькую двухкомнатную квартиру (знаю, что для этого приезжала ненадолго бабушка по отцу, ее прописали, чтобы получить площадь побольше).
И потекла счастливая жизнь молодой советской семьи. Обустройство квартиры, рождение второго ребенка – моего брата, получение дачного участка, постоянная круговерть между работой, полупустыми магазинами, стиркой и уборкой по выходным, осваиванием новых рецептов из журнала "Работница". Отдых – исключительно на дачных шести сотках, десятки закрученных за лето банок с компотами, маринованными овощами, вареньем. Никаких курортов и санаториев, никаких салонов красоты, маникюров-педикюров. Накормить семью, посытнее и побольше, обставить квартиру, чтобы полированная стенка, телевизор "Горизонт", как у всех. Дети в школу – чистенькие и наглаженные, постельное белье – отутюженное, окна сияющие, с белоснежным тюлем. Простой и понятный смысл жизни – создавать вокруг себя уют.
Что ни говори, а 70–80 годы были самыми счастливыми для многих таких же семей, как наша. Двух зарплат хватало на всё необходимое. Держали деньги на сберкнижке, уплачивали взносы по страховкам на совершеннолетие детей, были уверены в обеспеченной старости. И не думали, что в 90–91 годах столкнутся с совершенно иной реальностью.
Но это уже другая история.
С днём рождения, мама!