Найти тему
LENIVO

ЭПУ "Импульс 201 стерео" . Часть 2. Меняем проводку в тонарме. Отстраиваем звук.

Это вторая часть статьи про ЭПУ "ИМПУЛЬС-201-стерео". Первую часть можно прочитать ЗДЕСЬ.

В первой части статьи я написал, что считаю этот проигрыватель ИМПУЛЬС-201 стерео очень удачным и одним из лучших в средней ценовой категории из выпущенных в СССР, а по критерию цена/качество самым лучшим.

Так как после первичной замены электролитических конденсаторов проигрыватель стал показывать стабильные обороты и выдал достойный звук, решил слегка доработать этот проигрыватель дальше.

Что мне не понравилось - это керамические красные советские конденсаторы. Они были на "уровне" в 80 годах прошлого столетия, но сейчас это очень ухудшающий элемент схемы.

И вторым моментом, что мне не нравится в Советских виниловых проигрывателях это как и из чего выполнена разводка провода из тонарма от виниловой головки звукоснимателя до фоно корректора.

Первым делом поменял керамические конденсаторы на плате управления двигателем. Поставил фольговые импортные полистирольные конденсаторы, так как там они меньше 1000 пф.

-2

После этой замены........ практически на слух ничего не изменилось, хотя показатели измерений стабильности и стали получше.

-3

-4

Вторым действием стала замена керамических сопротивлений в фоно корректоре. Поставил качественные полистирольные и плёночные конденсаторы. Также убрал межкаскадный конденсатор С1 на входе корректора... Но тут нужно понимать, что данный конденсатор служит для устранения "шелчка" при включении и отключении корректора - при автостопе, но он же сильно снижает качество звука. Выходной межкаскадный конденсатор С8 тоже заменил - поставил на меньшее напряжение - стояло 5 мкф на 50 вольт с ESR=0,47 ома, а поставил 100 мкф на 16 вольт с ESR=0,02 ома........

-5

-6
-7

При таких заменах звук стал заметно получше, но кардинального изменения не произошло.

Следующим стала разборка тонарма для замены проводки.

Сперва пришлось снимать субшасси и от него откручивать тонарм.

-8

Вот самый нехороший конструктивный косяк в проводке тонарма, который ответственен за внешние наводки на звуковой сигнал

-10

Минусовые сигнальные провода головки звукоснимателя припаяны на лепесток, крепящийся к трубке тонарма.....И все что наловит трубка тонарма идет в полезный сигнал головки звукоснимателя.

Да к этому лепестку подходит минусовой провод земли - но он по сечению в два раза тоньше, чем жилы сигнального провода, то есть основной ток течет через тонарм от другой точки земли и тут же образуется "земляная петля", что работает антенным контуром для радиоприема паразитного радиосигнала. Но даже такой проводок не идет к земле фоно корректора, а припаян на контактную площадку на тонарме. А от площадки до фоно корректора -минусовой сигнал идет через экран сигнального провода...... По современным подходам к качественному звуку -это не правильное решение, хотя это было самым распространенным решением в 80 годах прошлого века. Такой подход делает звук "за мыленным", не четким и размазанным.

Вот полная разборка тонарма с извлеченными сигнальными проводами.

-11

Итак, в тонарме ИМПУЛЬС-201-стерео стояло два СИГНАЛЬНЫХ провода в резиноподобной изоляции и один провод на массу - литцендрат в шелковой изоляции. Провод в резиноподобной изоляции внутри изоляции весь почернел......

Решил поставить провода от наушников- слева на фото, а справа старый провод.

-12

Загнал в экран, добавив несколько ХБ нитей. Загнал четыре провода - два сигнала , две земли. Экран потом припаял на совсем другую точку земли, а не на "землю- вход" корректора.

-13

Собрал тонарм, поставил позолоченные разъёмы-коннекторы для головки от компьютерного разъёма

-14

Интересный момент - как сделана регулировка тонарма по высоте.

На основании тонарма три винта, а для крепления используются только два, третий винт держит скобу-подпятник штока тонарма, одновременно выполнял функцию опоры для платы куда были распаяны провода из тонарма, а от площадки шли толстые провода - но опять сэкономили - два сигнальных провода в экране. Экран кроме функции экрана выполнял функции общего провода ......

Выкручивая -вкручивая винт на основании тонарма можно поднимать опускать скобу-подпятник, тем самым опуская, поднимая тонарм в базе основания. Ход около 7 мм - вполне достаточно.

Листайте галерею - 3 фото ниже.

Отрегулировал БЕЗ КОНТАКТНЫЙ автостоп .

-16

При сборке отрегулировал все зазоры в тонарме. Боковые игольчатые подшипники промыл спиртом. Потом смазал автомобильным нейтральным маслом из медицинского шприца. Затянул до упора так, чтобы тонарм стал туго поворачиваться в вертикальной плоскости. По вращал так, раз десять , потом снова промыл спиртом и снова смазал . Снова затянул до упора и отвернул на четверть оборота назад и затянул фиксирующие стопор гайки. Тонарм стал вращаться без усилия, но и без люфта в вертикальной плоскости.

Разобрал противовес тонарма , там были шайбы - и они болтались свободно - поставил туда уплотнение из пористого упаковочного полиэтилена. Противовес перестал греметь, как погремушка.

Далее все собрал , предварительно установив корпус звукоснимающей головки без иглы (чтоб не сломать при сборке корпуса проигрывателя).

-17

Далее требуется настроить геометрию иглы.

Сперва выставляем вес прижима по весам - я поставил по паспорту головки UNITRA MF-100 - 1,5 грамма.

Потом выставляем трубку тонарма параллельно пластинке - вкручивая-выкручивая винт подъема подшипникового узла тонарма относительно основания тонарма.

-18

Вторым этапом требуется отрегулировать, чтобы иголка стояла строго перпендикулярно к пластинке

-19

Это лучше делать сравнивая расстояние между пластинкой и правым и левым углами игольной вставки -расстояния должны быть равны. В данном тонарме - крепежная площадка для звукоснимательной головки поджимается винтом на трубке тонарма и может вращаться вокруг оси трубки тонарма на достаточное расстояние, чтобы отрегулировать данный параметр настройки.

Звук с настроенным тонармом и с заменой проводки стал очень хорошим, все выполненные действия очень сильно повлияли на результат, но самым слышимым действием стала замена проводки и настройка тонарма.

Замена проводки в тонарме дала очень существенный эффект - ВЧ стали такими -какими и должны быть. Очень сильно выросло разрешение..... И регулировка антискейтинга (маленький противовесик сбоку тонарма) реально очень четко вертит звук в право-влево... До замены проводки регулировка антискейтига плохо прослушивалась на финальном звуке.

Немного про установленную головку звукоснимателя UNITRA MF-100 . От исполнения узла иглы тоже много зависит. В поздних версиях поляки стали на конце иглы ставить магнит и это уже делало головку не MI , а ММ - с подвижным магнитом..... Такие головки выдавали более мощный сигнал и он был лучше по качеству.... Я не фанат данных головок - на моих предыдущих проигрывателях головки UNITRA MF-100 сильно сливали по качеству другим головкам.... Но в этом проигрывателе, наверное, конструкция фоно корректора была изначально заточена под эту головку, хотя в инструкции и указана "ГЗМ-103(или аналогичная ей)".... Правда дорогие головки я сюда не ставил - микролифт тут сильно упрощен и есть боязнь сломать иголку. На ЭПУ ИМПУЛЬС-201 - UNITRA MF-100 раскрылась во всей красе.... Супер детальности, конечно, тут нет, но все тембры медных, струнных инструментов раскрывает, с высокими тоже проблем нет. БАСЫ просто очень хороши (но это и понятно -нет супер детальности -есть басы) . Но басы очень хорошо локализованы в пространстве не и не размазаны.... Басы с хорошо прорисованной фактурой. Как итог под этот проигрыватель по критерию цена качество подходит идеально и соотносится со стоимостью проигрывателя очень хорошо. Если пластинка " хорошо по играна" вылазят неприятные артефакты в звуке, которых нет при использовании современных более дорогих головок. Современные головки всё-таки далеко ушли вперёд по технологиям.......НО и - UNITRA MF-100 выдают магию винилового звука в полном объёме.

ЭПУ "ИМПУЛЬС-201-стерео", после всех замен и регулировок, достойно посоревнуется по качеству звука с проигрывателями в ценовой категории 15-40 т.р., Правда, по внешнему виду проиграет.... Время, технологии, потребительские вкусы - дают о себе знать.

Всем спасибо. что дочитали до конца.

У меня есть ещё несколько статей про мои фонокорректоры:

Экономичный фонокорректор с хорошим звуком на основе платы от ЭПУ "МЕЛОДИЯ-105-стерео"

Экономичный фонокорректор на основе платы от ЭПУ "МЕЛОДИЯ 105 стерео". Часть 2.

Супер дешевый фонокорректор -где взять?

LYNX-04 супер качественный микросхемный фоно корректор. Своими руками.

Ламповый фонокорректор на 6ж4п +6н23п. Своими руками.

Ламповый корректор на лампах 6AU6+E88cc. Своими руками.

Про виниловые проигрыватели:

Виниловый проигрыватель Micro Seiki DD-8. Легендарный звук. Восстановление своими руками.

Виниловый проигрыватель на основе импортного ЭПУ. Своими руками.

ЭПУ "Импульс 201 стерео" Один из лучших проигрывателей пластинок из СССР в средней ценовой категории.

ЭПУ "Импульс 201 стерео" . Часть 2. Меняем проводку в тонарме. Отстраиваем звук.

Сравним три виниловых вертушки разного класса на неравномерность вращения пластинки.

Виниловый проигрыватель в стиле стимпанк на ПАРОВОМ приводе!!!

Личный опыт с подбором звукоснмателя для виниловой вертушки.

Про ламповые усилители:

Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 1.

Ламповые усилители. Обзор красивейших и просто интересных по оформелению усилителей. Часть 2.

Ламповые усилители в стиле стимпанк и просто ламповый стимпанк.

Мощный однотактный ламповый усилитель SE EF800+ EC 360. Своими руками.

Ламповый однотактный усилитель SE EF800+EL36 своими руками.

Ламповый усилитель по схеме А. Манакова - Лофтин-Уайт SE 6AC5GT +2A3. Своими руками.

Несложный усилитель с хорошим звуком - однотактный ламповый усилитель SE 6ж4п+6п43п.

Маленький однотактный усилитель SE 6н23п+6п43п

Ламповый усилитель высокого класса SE c3m+EL86. Своими руками.

Ламповый усилитель SE 6ж4п + 6п43п своими руками

Ламповый усилитель SE 6н8с + 6п6с (6ф6с) в ретро стиле.

Ламповый усилитель своими руками. Меняем шило на мыло - пробуем лампы 6п41с/6п31с/EL36/e235L

Однокаскадный одноламповый усилитель своими руками. Не всё так просто.

Свой первый ламповый усилитель SE 6н9с+6п13с. Простой старт.

Собрать свой первый ламповый усилитель за полчаса.

Мотаем выходной трансформатор для однотактного лампового усилителя.

А также посмотрите мои остальные статьи на моём канале если вам интерсны статьи про ламповые микрофоны, 3D-принтеры, ЧПУ-станки на ардуино, лазерные ЧПУ гравёры, про современные китайские МР3-модули , усилители для наушников.....

Всем удачи и хорошего звука.