Найти тему
Москва памятная

Новодевичье кладбище, участок№8. Часть третья.

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас на продолжение виртуальной экскурсии по Новодевичьему кладбищу. Сегодня мы продолжим осмотр участка № 8.
Напомню, что в прошлый раз мы с вами остановились у захоронения
известного военачальника и политика А.И. Лебедя.

Конёнков Сергей Тимофеевич (1874-1971)

Великий русский и советский скульптор, Академик АХ СССР Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда . Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии.

Родился «русский Роден», как называли его ещё до революции на Смоленщине в зажиточной крестьянской семье. Окончил гимназию и в 1892—1899 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1897 году вместе с К. А. Клодтом был направлен на заграничную стажировку, средства на которую были выделены из благотворительного фонда имени С. М. Третьякова». Посетил Германию, Францию, Италию.

В 1899—1902 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской профессора В. А. Беклемишева. За дипломную работу «Самсон, разрывающий узы» в 1902 году получил звание скульптора, однако кому-то скульптура показалась слишком революционной и была уничтожена.
Живя в Москве, Конёнков не только активно работал, но и принимал участие в как в культурной, так и в политической жизни второго тогда города в России. Известно например о его тесных контактах с рабочими Пресни воевавшими на баррикадах, что не мешало ему однако быть востребованным модным скульптором, получавшим неплохие заказы. В частности он оформлял знаменитое кафе Филиппова на Тверской.

В 1909 году принят в члены Союза русских художников. В августе 1916 года был избран в действительные члены Императорской академии художеств. Организовал первую персональную выставку в своей мастерской на Пресне.

После революции 1917 года принимает участие в осуществлении ленинского плана Монументальной пропаганды.

Конёнков возле своей работы на Красной площади. Скульптура Степана Разина из дерева ныне хранится в Русском музее.  Дерево в то время его любимый материал.
Конёнков возле своей работы на Красной площади. Скульптура Степана Разина из дерева ныне хранится в Русском музее. Дерево в то время его любимый материал.

В 1922 году женился на Маргарите Ивановне Воронцовой, вместе с которой в конце 1923 года уезжает сначала в Ригу, а затем в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако супруги вернулись в СССР только через 22 года.
Основным их местом жительства стал Нью-Йорк.
Сергей Тимофеевич много и продуктивно работает, супруги путешествуют по миру, общаются с Максимом Горьким, Федором Шаляпиным, Сергеем Рахманиновым и другими известными людьми той эпохи и не только русского происхождения.

Известно, что у супруги Конёнкова сложились близкие отношения с Альбертом Эйнштейном, а тот в свою очередь познакомил её с Робертом Оппенгеймером «отцом атомной бомбы».

В США Конёнков сблизился со «Свидетелями Иеговы». Некоторые эзотерики утверждают, что великий скульптор был человеком наделенным даром заглядывать в будущее. Находясь в США он создал целый цикл графических композиций-космогоний, в которых зашифровал пророческие послания.

Долгое время об их существовании знали только два человека - Альберт Эйнштейн и Иосиф Сталин, с которым Коненков имел личную переписку, присылал ему фотокопии космогоний. Является также фактом, что в конце 30-х С. Конёнков предупреждал Сталина о нападении Германии на СССР - "весной-летом 1941 г.", и ещё в 1941 г. на основе своих вычислений предсказал победу Советского Союза над Германией, назвал год окончания войны - 1945-й.
Несмотря на то, что космогонии давно известны, многократно опубликованы и подробно описаны в литературе, расшифровать заложенные в них пророческие послания, судя по всему, пока не удалось.
Во время Второй мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России.
По фотографиям выполнил скульптурные портреты Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева, Р. Малиновского.

В 1945 году по приказу Сталина скульптора и его работы на специально зафрахтованном пароходе доставили в СССР.
Конёнков получил мастерскую на улице Горького в Москве (ныне — Тверская). Был удостоен звания Народного художника СССР, первым из работников искусств, стал Героем Социалистического Труда. В 1965 году состоялась последняя большая прижизненная выставка, приуроченная к 90-летию со дня рождения мастера и 70-летию его творческой деятельности. Всего же Конёнков прожил 97 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Надгробным памятником великому скульптору стала бронзовая отливка с знаменитого мраморного автопортрета хранящегося в Третьяковской галерее.

-4

В 1980 году рядом с супругом упокоилась

Конёнкова Маргарита Ивановна (1895-1980)

-5

Жена и муза скульптора и художника Сергея Конёнкова.
Родилась в городе Сарапул, Вятской губернии, в семье присяжного поверенного Ивана Тимофеевича Воронцова. Их трехэтажный особняк был одним из самых крупных домом в голоде.
Дядя Маргариты состоял в городской думе и был успешным адвокатом.
Окончив женскую гимназию, Маргарита поехала покорять Москву, где поступила учиться на юридические курсы мадам Полторацкой.

В Москве она поселилась в семье Ивана Бунина проживавшего на Поварской. В доме постоянно собирались представители тогдашней богемы. Там Маргарита познакомилась с молодым скульптором Бромирским, который в свою очередь познакомил её с Конёнковым.
Как я уже писал выше в 1922 году Маргарита Воронцова стала Конёнковой, а ещё через год вместе с мужем уехала в США.
Наверное у многих из вас мои уважаемые читатели давно возник вопрос, а как собственно говоря такое могло произойти? Так запросто скульптор и его молодая супруга покинули СССР и уехали в США. Живут там в свое удовольствие, муж со Сталиным переписывается, жена крутит роман с Эйнштейном и все нормально

Альберт Эйнштейн и Маргарита Конёнкова
Альберт Эйнштейн и Маргарита Конёнкова

Ответ на этот вопрос можно найти в книге генерала Судоплатова «Разведка и Кремль»:

«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной (жена Василия Зарубина, резидента НКВД в США), сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова под руководством Лизы Зарубиной и сотрудника нашей резидентуры в Нью-Йорке Пастельняка (Лука) постоянно влияла на Оппенгеймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура...».

Иначе говоря, Маргарита была «агентом влияния» на ученых, занятых разработкой ядерного оружия в рамках проекта «Манхэттен».
А еще Коненкова должна была свести Эйнштейна с заместителем советского консула в Нью-Йорке Павлом Михайловым, курировавшим научные связи.
Говорят, что со многих документов той поры еще до сих пор не снят гриф секретности, но можно предположить что триумфальное возвращение супругов Конёнковых в 1945 году в СССР било финалом успешно проведенной операции советской разведки.
Теперь супруги похоронены вместе на восьмом участке самого престижного кладбища в России.

-7

Лепко Владимир Алексеевич (1898-1963)

-8

Замечательный русский и советский актёр театра и кино, сегодня, к сожалению практически забытый. Комик, который по свидетельству современников мог выйти на сцену, произнести одну фразу: «Который час?» и вызвать тем самым бую смеха и гром аплодисментов. Ведущий актер Московского театра сатиры, Народный артист РСФСР. Отец Заслуженной артистки Российской федерации Виктории Лепко которую многие из вас, мои уважаемые читатели помнят по роли пани Каролинки из незабываемого «Кабачка «13 стульев»

Владимир Лепко родился в Гаграх. В 1912 году окончил гимназию в Екатеринославе и связал свою жизнь с театром, который обожал с детства. Работал актером и декоратором в различных антрепризных труппах. В 1916 году был призван в царскую армию. В 1918—1920 боец РККА.
В 1920 году после демобилизации поселился в городе Елец, где организовал Театр молодёжи.
В 1921—1922 годах — режиссёр театра железнодорожников при Дорожном отделе Народного образования Юго–Восточной железной дороги в Воронеже.
Во времена НЭПа, когда открылось множество частных антрепризных театров, играл в городах Луга, Самара, Вятка и Воронеж. С 1923 по 1928 годы выступал в знаменитом театре пародий «Кривое зеркало», был в нём режиссёром и декоратором. С 1929 по 1935 годы был артистом Московского и Ленинградского мюзик-холлов. Обладая ярким комедийным даром, актёр создавал на сцене запоминающиеся зрителю характеры.
Среди его эстрадных номеров особой популярностью пользовалась «Лекция о вреде пьянства», с которой он выступал более 20 лет. Его персонаж лектор приехавший для того чтобы прочесть трудящимся лекцию о вреде пьянства, регулярно прихлебывал из стоящего на кафедре стакана и в итоге так надирался что не мог самостоятельно уйти за кулисы. Рассказывали, что народ на этом его выступлении, чуть ли не падал со стульев и не катался по полу от смеха.

В 1936 году Владимир Лепко поступает в Театр сатиры и играет в нем до конца жизни. Очень быстро он становится ведущим актером этого театра. Зрители 30-х50-х годов толпами шли в «Сатиру» на Лепко так же как позже зрители следующих поколений будут идти на Папанова, Миронова, Ширвиндта и других замечательных артистов.
Он играл Играл роли в пьесах В. Маяковского «Клоп» (Присыпкин), «Баня» (Оптимистенко), «Мистерия-буфф» (Поп) «Бесприданница» А. Островского - Робинзон, Карандышев и многих многих других.
В кино снимался мало в основном в эпизодах, но все равно был ярок и оригинален. Его подгулявший извозчик в фильме «Белеет парус одинокий», жуликоватый продавец в «Кубанских казаках», простуженный начальник станции в картине «Поезд идет на восток» и другие эпизодические персонажи сразу же запоминались зрителям.
В 1962 году в Париже, на сцене Театра Наций в рамках Международного театрального фестиваля Владимир Лепко стал лауреатом 1-й премии «за лучшее исполнение мужской роли». Этой престижной награды были удостоены его работы в спектаклях Театра сатиры "Клоп" и "Яблоко раздора". О нем тогда писали все советские и европейские газеты.

Скончался замечательный комик в октябре 1963 года. Похоронен на восьмом участке Новодевичьего кладбища

-9

Луков Леонид Давидович (1909-1963)

-10

Известный советский кинорежиссёр и сценарист. Дважды лауреат Сталинской премии (1941, 1952). Народный артист РСФСР.

Родился в Мариуполе (ныне Донецкая область, Украина), в семье известного в городе фотографа. В 1928 году окончил рабфак, затем был корреспондентом газет «Наша правда», «Кочегарка», «Комсомолец Украины».

Еще, будучи учащимся рабфака, предложил на только создававшуюся в то время Киевскую киностудию сценарий фильма «Ванька и мститель» принятый к производству.
В 1930—1941 годах Луков режиссёр Киевской киностудии, с началом войны и до 1943 года режиссёр Ташкентской киностудии, на которой он снял фильмы «Александр Пархоменко», и самую знаменитую свою кинокартину, навсегда вошедшую в историю нашего кино «Два бойца».
В 1943 переезжает в Москву и становится режиссёром киностудии имени М. Горького.
В 1945 году на экраны выходит его фильм «Это было в Донбассе». В 1946 году Луков выпускает второй фильм дилогии «Большая жизнь», который в отличие от первой его картины, ставшей лидером предвоенного проката получил мягко говоря отрицательную оценку в самых верхах.
Вышло специальное постановление ЦК партии от 4 сентября 1946 года. «О кинофильме „Большая жизнь“», где было отмечено «примитивное изображение всякого рода личных переживаний и бытовых сцен». В итоге фильм был выпущен в прокат только в 1958 году.
В дальнейшем он снял такие известные фильмы, как «Донецкие шахтеры», «Олеко Дундич», «Разные судьбы», «Две жизни».
Скоропостижно скончался 24 апреля 1963 года, на съемках фильма «Верьте мне люди» работу над которым завершили Илья Гурин и Владимир Беренштейн.
Похоронен на 8-м участке Новодевичьего кладбища.
Вместе с ним упокоилась его супруга

Шершнёва, Вера Дмитриевна (1906—1978)

-11

Советская киноактриса, известная в основном ролями, сыгранными в фильмах мужа Леонида Лукова. Наиболее известная роль Тася в фильме «Два бойца». Интересный факт. Вера Шершнева была одесситкой и на съемках «Двух бойцов» помогала Марку Бернесу создать правдоподобный образ уроженца «жемчужины у моря».
Скончалась Вера Дмитриевна в ноябре 1978 года. Похоронена на 8-м участке Новодевичьего кладбища рядом с мужем

-12

На этом мои уважаемые читатели и подписчики моего канала, на этом позвольте сегодня прерваться, но прежде чем попрощаться с вами, хотелось бы задать один вопрос. В последнее время, я к сожалению начал замечать, что количество просмотров моих публикаций значительно снизилось. Поэтому хочу спросить у вас на прямую: «Я что, стал хуже писать? Мои публикации перестали быть вам интересны? Может быть, мне следует, что то изменить?»

Буду с нетерпением ждать ваших ответов и пожеланий. На всякий случай сообщаю, что каждый из вас может написать мне личное сообщение, нажав на самолетик, который появляется если навести курсор в область лайков.

Все публикации канала можно увидеть здесь

Александр Серафимович классик советской литературы чье имя чудом не исчезло с карты Москвы

В группе "Москва памятная" социальной сети В контакте, опубликована статья посвященная памяти Николая Губенко