Найти тему

«Я тоже была, прохожий!»: образы Марины Цветаевой в кино

ФОТО: www.wikipedia.org
ФОТО: www.wikipedia.org

«Теперешние читатели сперва получают миф о Цветаевой, а потом уже, как необязательное приложение, её стихи», — написал как-то Михаил Гаспаров. 31 августа 1941 года в городе Елабуге Марина Цветаева покончила с собой. Это и есть её миф: трагическая история женщины, не желавшей знать золотой середины ни в чём. Часть её осталась в стихах, письмах и воспоминаниях. Но, может быть, есть и иные способы «познакомиться» с поэтом?

Такой способ есть — и это кино. Как ни странно, художественных фильмов, упоминающих или рассказывающих о Марине Цветаевой хотя бы в эпизодах — не так уж много. Мы выбрали три.

Первый — «Зеркала» (2013) Марины Мигуновой. Это единственный художественный фильм, в котором Марина Цветаева находится в центре внимания как главная героиня. Сюжет разворачивается вокруг истории любви Цветаевой и её мужа Сергея Эфрона, начиная с их знакомства в 1911 году и до гибели обоих в 1941 году. Акцент на личной истории позволяет увидеть Цветаеву с бытовой, непоэтической стороны — играет её актриса Виктория Исакова — но с помощью визуальных решений, например, смены цветовых фильтров, режиссёр показывает и то, как поэт подмечает детали, которые потом превратятся в текст. Исаковой же удалось передать чрезмерность Цветаевой, её приверженность крайним состояниям — это может показаться преувеличением, но, глядя на эту женщину, начинаешь потихоньку понимать, что за человек мог написать такие стихи:

Отказываюсь — быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

Отказываюсь — выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть —

Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

В фильме Дмитрия Томашпольского «Луна в зените» (2007) Марина Цветаева упоминается только в небольшом эпизоде, зато в очень ярком. Фильм рассказывает об Анне Ахматовой, которая с Цветаевой в жизни так и не встретилась. Режиссёр устраивает их встречу в странном сне Анны: они вместе идут по Елабуге и говорят о

смерти, а в конце прогулки Марина говорит, что уже «сделала это» и велит Ахматовой возвращаться — в жизнь. Цветаева в исполнении Наталии Фиссон — отчаявшийся, но научившийся отстраняться от своего отчаяния человек, спокойно принимающий свою гибель. Очень точный и объёмный образ — а создаётся буквально за пару минут.

И, наконец, третий фильм — сериал «Очарование зла» (2006) Михаила Козакова. В основе сюжета — фактически шпионский детектив, в котором оказывается замешан Сергей Эфрон. Его жена Марина появляется в эпизодах в исполнении актрисы Галины Тюниной — в начале истории юная, резкая, энергичная, в самом конце — усталая и растерявшая весь огонь.

Ни один фильм не может воссоздать образ человека во всей его полноте, и так или иначе нам всё равно приходится иметь дело с мифом. Но каждый из нас может собрать свой собственный миф — и помнить по-своему, «что звали её Мариной и сколько ей было лет».

Подпишитесь на наш канал

#ruspoetrytravel #ruspoetrytravel_поэты #ruspoetrytravel_памятныедаты