Эта театральная афиша Бердянского театра и синематографа «Мираж» за 1909 г. наверняка сразу привлекла внимание тогдашних горожан. Ещё бы, в программе значились Пушкин, Рахманинов и такие модные в то время «живые картины» ...
Впрочем, ни о каком творчестве Александра Сергеевича речи не шло, просто в городе выступал оперный певец с такой фамилией. А вот Рахманинов прямо назван в афише "феноменом", поскольку был не композитором, а куда круче - человеком... без рук.
Да-да. Идеи равенства и братства, революционная мысль, утончённая интеллигентность и стремление к созданию нового мира в начале ХХ века прекрасно уживались с такими, казалось бы, варварскими развлечениями, как «шоу уродов» - то есть выступлениями людей с физическими недостатками.
Мы не знаем доподлинно, кем был указанный в афише господин Рахманинов - «человек без рук» . Но совершенно очевидно, что это был один из тех несчастных, кто был вынужден зарабатывать на жизнь демонстрацией собственного тела.
Впрочем, для многих из «фриков» , как их тогда называли, подобные шоу были единственным источником пропитания. Некоторые даже разбогатели на своей беде. Например, известная «девочка-верблюд» Элла Харпер получала $200 в неделю, что в наши дни равноценно зарплате в $25000 в месяц.
Интерес к подобным шоу был столь велик, что цирки и театры перекупали фриков друг у друга, как сегодня перекупают футбольных игроков.
Все закончилось после Первой мировой войны. Насмотревшееся на ужасы войны общество перестало воспринимать физические недостатки как повод для смеха, началась борьба за права инвалидов.
К 1930-м годам фрик-шоу стали повсеместно запрещать... Просвещённое общество окончательно отвернулось от шоу фриков, чтобы к началу XXI века вернуть в обиход гладиаторские бои - пусть и под видом спортивных «боев без правил» ...