Два с половиной года тому назад Президент В.В.Путин поставил перед правительством стратегическую задачу значительного роста производительности общественного труда. Как было указано в его послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года к 2025 году ВВП на душу населения должен вырасти в 1,5 раза. Без этого нашей стране будет просто трудно выжить. И с этим трудно не согласиться. Однако, даже замена руководителя правительства на более перспективную персону не поколебало неуверенность в возможности реализации данной задачи. Создаётся впечатление, что руководство не ведает, каким образом эту цель можно достичь. Нужен скачок, а как скакнуть никто не знает?
От чего вообще зависят темпы роста ВВП? На этот вопрос знает ответ любой квалифицированный экономист. Темпы роста ВВП, как и уровень развития любого большого государства, зависят лишь от одной единственной отрасли –МАШИНОСТРОЕНИЯ. Профессор экономического университета, который закончил автор, сравнивал машиностроение с т.н. коренником русской тройки. Как он говорил, коренник – лошадь в центре определяет скорость всей тройки, от двух других она не зависит. Машиностроение производит орудия труда. Возьмём, к примеру, трактор. Он работает во всех отраслях. Посмотрите по сторонам: и вы увидите, что даже в жилищно-коммунальном хозяйстве мы перешли на использование английской, японской и другой западной тракторной техники. Волгоградский тракторный завод обеспечивал гусеничными тракторами мощностью 45, 55, 75 и 100 лошадиных сил все отрасли народного хозяйства СССР. Говорят, что сейчас в его пустых цехах дует ветер.
Питерский завод «Русский дизель» ещё до революции получил золотую медаль парижской выставки за свои работы в области корабельного двигателестроения, в годы советской власти на сотнях кораблей были установлены его двигатели. Знаменитое предприятие доведено до банкротства, его уникальное оборудование выкуплено за копейки конкурентами. Такая участь постигла и другие столпы нашего машиностроения.
Понятно, что в наших условиях речь не может идти о технологической модернизации, если для неё нет объекта приложения усилий. Что же делать? Единственный путь – строить новые машиностроительные предприятия, т.е. заново проводить ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ!
Наш Президент говорил, что необходимо увеличить поставки продукции машиностроения до 5О миллиардов долларов. Уверен, что эта совсем не та цифра, которую надо достигнуть России. Возможно, правильная цифра в 10 раз больше.
Особо хочется остановиться на цифровизации системы управления, о чём было заявлено там же. Автор хочет удивить читателей, проведя аналогию с так называемым «периодом застоя» времён СССР. Тогда на самом высоком уровне говорили о том же самом. Называлось это повсеместным внедрением АСУП, т.е. автоматизированных систем управления производством. Почувствовали разницу?