Рэй Брэдбери, 100-летний юбилей которого сегодня 22 августа, уникален тем, что сейчас, в XXI веке его книги даже больше популярны, чем 50-70 лет назад, когда они были написаны. В последние годы стало "модно" читать его фантастические произведения, а книги издаются в серии "Интеллектуальный бестселлер".
На самом деле достаточно сложно назвать жанр, в котором творил писатель. Это и фантастика, и эссе, и бессюжетные зарисовки. Критики считают, что "Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий".
Так и есть, вчитайтесь в эти строки:
"Чем пахнет Время? Пылью, часами, человеком. А если задуматься, какое оно - Время то есть - на слух? Оно вроде воды, струящейся в темной пещере, вроде зовущих голосов, вроде шороха земли, что сыплется на крышку пустого ящика, вроде дождя. (...) Как выглядит Время? Оно точно снег, бесшумно летящий в черный колодец, или старинный немой фильм, в котором сто миллиардов лиц, как новогодние шары, падают вниз, падают в ничто. Вот чем пахнет Время, и вот какое оно на вид и на слух».
Уже после смерти писателя (он умер в 2012 году) продолжается публикация не изданных ранее произведений. Серия так и называется "Неизвестный Брэдбери». Вышли две книги: «Мы – плотники незримого собора» и «Механический хэппи-лэнд», появляются и публикации стихотворений. О последнем не стоит говорить, поскольку поэзию надо воспринимать на языке оригинала.
Как бы то ни было, самые востребованные книги - это по-прежнему "Вино из одуванчиков", "451 градус по Фаренгейту", "Марсианские хроники".
Один из самых узнаваемых эпизодов из романов Брэдбери - сжигание книг. Считается, что сцена навеяна собственными переживаниями, когда в молодости он однажды «сжёг два миллиона слов»: все свои неудачные слабые рассказы. На участке полыхал грандиозный костёр.
В романе "451 градус...", кстати сказать, мир, уничтожающий книги, гибнет. А после катастрофы, по всей вероятности ядерной, появляются вместо сожженных бумажных книг люди-книги, они-то и несут теперь СЛОВО.
Вот уж поистине: "У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное"
Фантазия Брэдбери оживила Марс, который после книги Уэллса считался самой воинственной планетой. В "Марсианских хрониках" земляне, тем не менее, сумели создать там свое государство. Вот только нашли ли люди там марсиан? Финал "Хроник" - один из самых невероятных в литературе.
"На Марсе тоже была пора, когда в Человеке стало слишком много от человека и слишком мало от животного. Но люди Марса поняли: чтобы выжить, надо перестать допытываться, в чем смысл жизни. Жизнь сама по себе есть ответ. Цель жизни в том, чтобы воспроизводить жизнь и возможно лучше ее устроить. Марсиане заметили, что вопрос: «Для чего жить?» – родился у них в разгар периода войн и бедствий, когда ответа не могло быть. Но стоило цивилизации обрести равновесие, устойчивость, стоило прекратиться войнам, как этот вопрос опять оказался бессмысленным, уже совсем по-другому. Когда жизнь хороша, спорить о ней незачем".