Внимание, в тексте присутствует очень много спойлеров, поэтому перед просмотром рекомендуем посмотреть всю трилогию Матрицы.
Практически двадцать лет назад в кинопрокат вышло одно из самых важнейших произведений современного кинематографа и, пожалуй, самое важное для сестер Вачовски - Матрица.
Ключевая мысль Матрицы заключается в иллюстрации мифа о пещере, сформулированного Платоном. Согласно данному мифу, люди, прикованные цепями к полу и обездвиженные, сидят в пещере спиной к ее входу. Мимо входа в пещеру проходят другие люди с определенными предметами, а свет падает таким образом, что те, кто сидит в пещере, видят только тени, падающие от этих предметов. При этом из-за того, что сидящие в пещере не могут повернуться, они полагают, что эти тени и есть нечто реальное, хотя на самом деле это не так.
Такой аналогией Платону удалось показать наличие у человеческого познания определенных пределов, а через две с половиной тысячи лет Сестры Вачовски перенесли данную аналогию в кинематограф. Им удалось показать, что мы живем в симуляции реальности, а сама реальность, которая показана в фильме очень сильно отличается от того, что нам привычно видеть. Однако при внимательном просмотре у зрителя может возникнуть вопрос - действительно ли основная реальность является таковой, а не очередным виртуальным миром?
Такой вопрос возникает, когда в конце второй части фильма Нео каким-то волшебным образом останавливает надвигающихся охотников.
Безусловно, человек не обладает какими-либо способностями, которые могли бы ему позволить подобным образом вывести из строя тот или иной механизм.
Но дальше, в третей части, способности Нео в "реальном" мире переходят все границы реального, он начинает видеть без глаз, сносит огромное количество машин на своем пути.
Однако если мир, показанный в качестве реального, таковым не является, что же он такое на самом деле?
Версия 1. Обслуживающая система для основной матрицы
Понимание действительности при погружении в матрицу у главных героев было весьма ограничено. Общая стратегия у них была, однако зачастую они действовали по рекомендациям оракула Пифии, которая, по словам Архитектора, является "матерью матрицы".
В разговоре с Нео Архитектор говорит, что до начала описываемых в фильме событий матрица трижды давала сбой, а для того, чтобы его устранить, создавался герой, который должен был устранить существующие в алгоритме ошибки. Последний случай также не являлся исключением. Архитектор говорит, что в этом и есть предназначение Нео. Даже когда избранный попадает к Архитектору, он говорит, что его прибытие было спланировано. Более того, машины знают, где расположен якобы скрытый город, прячущий остатки человечества, и постоянно его уничтожают, когда его деятельность выходить из под контроля.
В финале трилогии происходит борьба избранного с программой, чьё функционирование нарушено - со Смитом. Нео побеждает, чем восстанавливает сломанную матрицу. При этом избранный попадает в сломанную матрицу не через устройства, расположенные на человеческих кораблях, а при содействии главного компьютера (он же Архитектор).
При этом та цель, которая была поставлена в первом фильме - спасти человечество ото сна, не была достигнута.
Версия 2. Матрица в матрице
Нео изначально понимал, что с окружающим миром что-то не так, он будто чувствовал его нереальность. В определенный момент его встречает Морфеус (имя отсылает к древнегреческому богу сновидений Морфею), который поддерживает его догадки и дает возможность "проснуться". Не занимая ключевых постов в социальной иерархии, Морфеус обладает огромным влиянием, побуждает в людях желание победить в войне с машинами, хотя все прекрасно понимают, что это технически невозможно, ведь у людей остался лишь крохотный островок в противовес всей планете, которую контролируют машины.
Но что если предположить, что Морфеус не является человеком, а лишь программой, поддерживающей человеческую иллюзию реальности мира, который представлен в качестве настоящего. Такое предположение небезосновательно, поскольку Морфеус занимается пробуждением тех людей, у которых изначально имеются сомнения в реальности окружающего мира, то есть основной матрицы. В число таких людей входит и Нео.
Морфеус многократно говорит о своей вере в победу человечества, что может натолкнуть на мысль, что он лишь заставляет людей верить в окружающую их иллюзию, в которой происходит бесконечная борьба людей и машин, и которая кажется им истинной реальностью. Машинам выгодно помещать "сомневающихся" в суровый мир, где нет того обилия радостных чувств, которые существуют в основной матрице, поскольку он представляет полную ее противоположность.
Появление Морфеуса в фильме также вызывает сомнения в его истинной природе, поскольку Нео (будучи сомневающимся) заранее знает о нём. Таким образом, система сама посылает неуверенным программу, которая подыгрывает их сомнениям.
Даже, когда Нео пробудился, корабль Морфеуса без труда его забирает, хотя, казалось бы, это территория машин и они не должны настолько спокойно отдавать свои источники энергии.
В одном из диалогов между Морфеусом и лидерами флота, первый просит нарушить приказ, а в ответ на сомнения последних с улыбкой отвечает:
да, об этом я и прошу, но мы помним, что все вы находитесь здесь, потому что не любите никому подчиняться,
что лишний раз подогревает уверенность окружающих в реальности мира, в котором они находятся.
Итак, мы видим, что вселенная Матрицы может оказаться гораздо глубже, чем нам кажется, и то, что она может породить такие теории относительно своего мира, лишь добавляет интереса к данному шедевру сестер Вачовски.
Если вам понравилась эта статья или у вас есть свои мысли относительно вселенной Матрицы, оставляйте свои комментарии, мы будем очень рады их прочесть!