1219 год. Монгольская армия Чингисхана подходит к Бухаре. Пригородный Зарнук сдается без боя и остается жить. Обретая благоволение и милость. В самой Бухаре нестроения. Тюрки Хорезмшаха чувствуют себя в мышеловке.
А городская знать всерьез задумывается как дальше жить.
Продолжение. Предыдущая часть и монгольская доброта, лежат ЗДЕСЬ
Музыка на дорожку
Не стоять городам без праведников.
Благородной, Бухару сделала любовь к закону и благочестие жителей, особенно ценивших гостеприимство. Законоведов и проповедников слушали двумя ушами. А ищущий добродетели неизменно имел теплый кров и место у очага.
Фундамент благоденствия
Чем человек дальновиднее, тем дольше удерживает мнение, при себе.
Приграничье учило местных правителей гибкости. Завоеватели сменялись быстрее вожаков собачьих стай, и их привыкли не замечать. И сами они ознакомившись с бытом, привыкли не посягать на городское духовенство и знать. Сохранявших определенную самостоятельность.
Независимость горожанам обеспечили садры.
Проповедническое сословие потомственных толкователей и законоведов. Их стихийное образование со временем превратилось в обособленную группу духовенства и учителей. Где должности и положения передавались по наследству. От отца к сыну, от тестя к зятю.
К Чингизовым временам, родиться садром было проще, чем садром стать.
Название пошло от садр-джахан (столп мира). Сделавшись не только фигурой речи и данью уважения нобилитету. Садры действительно и действенно обеспечивали мир, отводя от простонародья удары судьбы и сохраняя ему душевный покой.
Долгое время на светскую власть они не покушались. НО! Иногда сама жизнь властно отвлекает праведника от созерцания, заставляя спасать заблудших.
Не раз и не два, место бухарского главы садр занимал лично. Наполняя бухарские сердца ликованием. Так радуется слуга мудреца, видя его снизошедшим с вершин умозрительности до бытовых забот и беседы.
Даже если правили другие, решающее слово оставалось за духовенством. Поколебать устои не сумели ни Караханиды, ни кара-китаи, ни одолевшая всех и вся династия хорезмшахов Ануштегинов.
Местные вольнодумцы с мыслью гулящей как весенняя кошка, и те выразить порицание не смели. Изредка отчаянный проходимец решался на дерзкую выходку, но и в такие случаи мудрость легко обезоруживала глупца.
Плети хотя и требовались, но редко.
Взбучка наглецу
Не умеющий говорить лучше, неспособного говорить дельное
Некий садр однажды совершал хадж в Мекку. Почтенного человека сопровождала свита, где только верблюдов было под сотню.
Вожделенная цель виднелась вдали, отделяя от почетной приставки (Хаджи) пару-другой фарсахов. Тут к паломнику и прицепился пройдоха. Человек-репейник. Самозванный обвинитель из наглых бродяг, что цепляясь к достойным давят на вину и надеются поживиться.
Спрятав в вопросе камень, вкрадчивый проходимец вопросил:
Одинаковая ли награда ожидает пышный хадж вельможи и скудное паломничество бедняка
Ничуть не смутившись, садр указал выскочке место
Конечно нет. Ибо кто одинаково награждает гостя и паразита..
Захлебнувшись ядом, прощелыга уполз по "делам".
Искать жертву, податливую к горестным речам и жалобным упрекам. Удивительно-ли, что с такими мудрецами Бухара забыла о бедах.
Клетка для храбрецов
Запертый лев, дому не защитник
Защищать Бухару от монголов поручили храброму Инанч-хану. Прибывшему в город с 30-тысячным корпусом по преимуществу из кипчаков. До битвы на Иргизе он носил имя Огул – Хаджиб, получив титул за отчаянную храбрость.
Лишенный страха, рубака не бросил падишаха в решающий миг. Бросаясь на врагов как лишенный добычи лев. В летопись великой войны с монголами, он войдет человеком, одержавшим первую (и не единственную!) победу.
К сожалению это вписанное в хронику золотыми буквами имя, известно мало. Если известно вообще... Все знают Тимур-Мелика и Джалаль-ад-Дина, хотя Инанч – хан вовсе не уступал им в храбрости.
И почти не уступал в достижениях.
Неукротимый буян. Сорви-голова. Хан оказался посредственным политиком, не сумев распутать хитросплетений бухарской игры. На его беду, противники-монголы и их киданьские советники разбирались в интригах лучше.
Готовясь к партии полтора века и филигранно её разыграв.
Милость победителя
Победители не спешат. И не медлят.
К городку Нур отстоявшему от Бухары на полдня пути подошел Таир-Багатур. Следом пришел Субудай. Крепость застигли врасплох. Глубокой ночью все спали, не услышав как монголы пробрались сквозь сады.
Проснувшись, жители Нура вместо цветущей картины увидели вырубленное плато. К стенам подбирались осадные отряды вооружившись лестницами из их же персиковых деревьев и яблонь.
Жители нахмурились и… послали парламентера.
Таир-багатур встретил его приветливо (монголы послов уважали) и даже просьбу (время требований ушло) поговорить с кем-то более важным, воспринял как должное.
Более важным стал тысячник Субудай. На тот момент известный больше как брат Джэлмэ, нежели как самый умелый военный вождь 13-го века. Одного из самых суровых военных веков в переполненной войнами истории.
Субудай проявил терпение и в жестокости не упорствовал.
Жителей вывели за стены, разрешив забрать орудие труда и скотину. После дома хорошенько обшарили. Грабеж не был тотален. Прибывший следом Чингиз, наложил контрибуцию в 1500 динаров.
Столько же составлял ежегодный харадж для хорезмшахов.
Деньги нашлись быстро. Половину составили серьги женщин Нура, которых (и женщин и серьги) Субудай не тронул.
Шестьдесят человек забрали в хашар. И все. Город Нур продолжил жить привычной жизнью. Даже власти остались те же.
Большие надежды
Слухи о милосердии завоевателей обогнали монгольское войско. Заставив призадуматься торговую партию Бухары и мудрых садров. Всех от кого принятие решений зависело.
Молчало простонародье. Да его и не спрашивали.
Инанч-хан сталкивался с уклончивостью и слышал недомолвки. На словах все горели нетерпением, желая подраться. На деле горение теплилось как прогоревшее масло. Грозя потухнуть раньше, чем начнется ночь.
На базарах кипчакам стали дерзить. Доходило до немыслимого. С воинами не торговались. Объявив цену торговец отворачивался. Не видя в покупателе единоверца, мужчину и человека…
Вскоре великий город плотно обложили и Бухара поверглась в смятение. Умелые не находили рук, а умные слов.
К чему приведет надежда на разум. И до чего доводит торговля?
Подписывайтесь на канал! Продолжение ЗДЕСЬ
Общее начало ТУТ. Резервная площадка ЗДЕСЬ
P.S Не могу не порекомендовать замечательный труд академика В.В Бартольда. Любителям темы читать обязательно
Поддержать проект:
Мобильный банк 7 987 814 91 34 (Сбер, Киви)
Яндекс деньги 410011870193415
Visa 4817 7602 6412 2742
BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w
ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc
LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU
DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC
ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u