Когда горячая вода течет холодная
Среди отзывов в интернете по поводу условий проживания весомая доля жалоб на то, что из крана с горячей водой течет вода еле теплая. Счетчик безжалостно переводит в рубли неполученные килокалории, настроение с утра или на ночь глядя напрочь испорчено, да еще и запах неприятный прибавляется. Дело в том, что теплая (но не горячая!) вода – чрезвычайно благоприятная среда для размножения бактерий, в частности легионеллы. Эта гадость может вызвать тяжелую форму пневмонии (т.н. «болезнь легионеров"), и температура воды от +25 до +35 °С является для нее оптимальной.
Санитарные нормы ( СанПиН 2.1.4.2496 и СП 30.13330.2016 ) требуют, чтобы температура горячей воды, подаваемой в жилые помещения, была в рамках +60-75 °С. Эта температура выбрана как раз с целью недопущения размножения бактерии Legionella pneumophila. К тому же такой температурный режим обеспечивает и комфорт, и безопасность жильцов. Правила допускают отклонения от нормы, но только на 3-5 градуса в зависимости от времени суток. За воду, температура которой ниже положенной, потребитель вправе платить меньше. Существует шкала, в соответствии с которой производятся расчеты: минус 3 градуса – минус 0,1 процента размера платы за каждый час отступления от допустимых отклонений до тех пор, пока не установится норма.
Воду с температурой ниже 40°С можно оплачивать по расценкам холодной.
Те, кто сталкивался с проблемой холодной воды из крана с горячей, судя по отзывам, отмечают крайне неповоротливую процедуру оформления нарушения и мизерные суммы перерасчета. Бывало, что дело доходило до судебного разбирательства. Здесь потребитель вправе потребовать не только перерасчет, но и компенсацию морального вреда.
Конечно, для каждого из нас здоровье и комфорт дороже любой компенсации. Что делать, если проблема холодной воды из крана с горячей все-таки возникла? За разъяснениями мы обратились к руководителю ОСЖ Управляющей компании «Мир» Дмитрию Мешкову.
- Требования по качеству к температурному режиму горячей воды установлены двумя официальными документами. Это «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011) и СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные 07.04.2009.
Если предоставляемые услуги не соответствуют требованиям, надо обращаться в компанию, которая отвечает за обслуживание дома. Это компания, с которой заключен договор на техническое обслуживание инженерных сетей, в случае если форма управления домом – ТСЖ, либо, в преимущественном большинстве случаев - Управляющая компания, отвечающая за комплексное обслуживание дома. Управляющая компания несет ответственность и за качество водоснабжения. Как правило, УК реагирует на жалобы клиентов оперативно, и проблема решается силами специалистов УК. Если причина, по которой был снижен температурный режим водоснабжения, возникла по вине организации, которая занимается поставкой ресурса, жильцам производится перерасчет. С поставщиком будет разбираться уже сама управляющая компания. А вот если причиной неисправности стали действия самого владельца, «оптимизировавшего» систему водоснабжения в собственной квартире, в результате чего возникли ошибки в монтаже оборудования, а не в подаче воды, то ему придется платить за ремонт самому.