Найти в Дзене
Анатолий Чигрин

Фельдфебель на троне (что нам Лукашенко?)

Масштаб протестов в Белоруссии постепенно уменьшается. Лукашенко, надо ему отдать должное, не сломался, готов биться за свой трон до последнего вздоха. Он, похоже, уже сросся с идеей стать основателем наследственной монархии, хоть и под вывеской выборной демократии, и отдавать "свое" не собирается. Бывает. В Африке вообще у всех выборная демократия. Но президенты меняются либо через кладбище, либо через военный переворот. Бывают еще революции, но редко. В северной Корее тоже неплохо работает. "Батька" оскорбляет и запугивает всех, кто против него. Он не допускает мысли, что он достал народ. Все действия против него он квалифицирует как происки внешних врагов. Понятно, в этой стране собственное мнение может иметь только он. Если кто-то не согласен с его мнением, значит - продался врагам. Tertium non datur! Теоретическое наследие сталинского СССР, когда три четверти населения не имело и трех классов образования. Однако творческих способностей на более остроумные аргументы "батьке" явно

Масштаб протестов в Белоруссии постепенно уменьшается. Лукашенко, надо ему отдать должное, не сломался, готов биться за свой трон до последнего вздоха. Он, похоже, уже сросся с идеей стать основателем наследственной монархии, хоть и под вывеской выборной демократии, и отдавать "свое" не собирается.

Бывает. В Африке вообще у всех выборная демократия. Но президенты меняются либо через кладбище, либо через военный переворот. Бывают еще революции, но редко. В северной Корее тоже неплохо работает.

"Батька" оскорбляет и запугивает всех, кто против него. Он не допускает мысли, что он достал народ. Все действия против него он квалифицирует как происки внешних врагов.

Понятно, в этой стране собственное мнение может иметь только он. Если кто-то не согласен с его мнением, значит - продался врагам. Tertium non datur!

Теоретическое наследие сталинского СССР, когда три четверти населения не имело и трех классов образования. Однако творческих способностей на более остроумные аргументы "батьке" явно не хватает. Социалитические догмы вбиты в голову надежно.

Он запугивает социальным пожаром ("полыхнет, мало никому не покажется")! Почему в других странах, которые живут без батьки, не полыхает, он не объясняет.

"Загубите первого президента - это будет начало вашего конца!" Каким образом смещение обнаглевшего и зарвавшегося фельдфебеля может привести к "концу" народ, он не объясняет. Как остальные народы живут без его трогательной заботы и командования - тоже.

Бравый командир.
Бравый командир.

Он врет, не заботясь о правдоподобии. Наверное, может себе позволить. Демонстрирует презрение к оппонентам и народу в целом, объявляя участников протестов то уголовниками, то продажными марионетками. И уж всяко не допуская возможности гражданской позиции. По себе, похоже, судит.

Его аргументация демонстрирует цинизм и интеллектуальную убогость. Но, в некоторых странах ум - не главное, что требуется "государю".

Вопрос, лучше или хуже жили бы белорусы без нынешнего верховного белоруса неоднозначен. С одной стороны гибрид советской и рыночной экономики внутренне противоречив и явно неэффективен. Последовательно реализованная экономическая концепция всегда эффективней концептуальных гибридов.

С другой стороны Лукашенко выработал потрясающий способ доить Путина, что заметно повышает доходы страны. Трудно представить, что это удалось бы менее циничному и более граждански-ориентированному лидеру. Однако, незаработанные доходы препятствуют развитию, повышая стоимость рабочей силы и производства.

В сущности, Белоруссия становится рентной экономикой, принимая на себя часть российской ресурсной ренты, и снижая давление ренты на нашу экономику. Этого явно недостаточно, чтобы сделать российскую экономику более эффективной, но вполне достаточно, чтобы понизить эффективность белорусской. Платой за относительную сытость сегодня служат перспективы развития.

И, понятно, рента - одна из главных подпорок режима. Бабки для подпорки экономики поступают через Лукашенко. Создается видимость, что не народ кормит власть, а власть кормит народ.

Между тем, соседние прибалтийские республики, реализовавшие реальную демократию, имеют реальные доходы в полтора раза выше, чем в Белоруссии, и даже дают фору рентной российской экономике. Демократия "показана" рыночным экономикам, за исключением рентных.

Русские, оказавшиеся в Прибалтике угнетенным меньшинством, негражданами и вообще непонятно кем, не проявляют склонности к возвращению на историческую родину. Наверное, понимают, что лучше ущербные права и развитая экономика в демократическом обществе, чем чиновное и денежное право в рентной экономике в России.

Понятно, что словесные аргументы - не главная опора Лукашенко. Основной его аргумент - полуторатысячный спецназ, прикормленный, вышколенный и оснащенный по последнему слову техники, и армия не менее прикормленная и готовая, похоже, показать свою доблесть в войне с собственным народом. Благо, никто больше Белоруссии пока не угрожает.

Договариваться с народом он, очевидно, не собирается. Народ он будет воспитывать и наказывать за неповиновение. "Батька" он или не "батька"?

При этом сам, очевидно, не уверен, что веса его основного "аргумента" хватит для удержания власти. На этот случай он договаривается с Владимиром Владимировичем о поддержке. И последний, как ни странно, идет на поводу. Родственная душа!

Нужно ли это России? Мало мы создали себе врагов? Очередная воскресная акция женщин Белоруссии прошла под лозунгами: "Не забудем! Не простим!" Если к "умиротворению" белорусов подключиться российский спецназ, это отношение будет перенесено и на Россию. Только этого нам не хватало.

Хотя, конечно, и нынешнее кормление Лукашенко пойдет в зачет отношения народа к России с большим минусом. Ценности в современном мире играю все большую роль. А ценности России сегодня пахнут не намного лучше, чем батьковские.