Наверное, только театралы с большим стажем помнят молодого Олега Демидова из легендарного Рижского ТЮЗа. Еще в далеком 1982 году он играл бандар-лога в спектакле «Маугли» по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга.
А потом коренной лиепайчанин уехал в Москву, где сделал блестящую творческую карьеру. На протяжении многих лет он был ведущим актером, а затем художественным руководителем московского театра «Малая драматическая труппа». Сейчас он служит в Театре Кнебель.
Это новый проект известного режиссера Константина Мишина. Кроме того, Олег Демидов снялся в десятках художественных фильмов у многих именитых режиссеров. Более того, он даже работал в Цирке на Цветном бульваре по приглашению самого Юрия Никулина.
Из Дома пионеров
— Олег Анатольевич, традиционный вопрос: как вы стали актером?
— У меня все как раз традиционно для своего времени. Все началось в Доме пионеров моей родной Лиепаи. Я записался в драмкружок. Моей первой ролью стал Незнайка. Она так хорошо на меня легла, что, когда я шел по улицам, дети дразнили меня Незнайкой.
Потому что Лиепая сама по себе небольшая, так что многие успели посмотреть этот замечательный спектакль, полный юмора и смеха. Конечно, я вовсе не обижался, когда меня обзывали, а как раз наоборот — очень гордился.
Именно тогда я впервые почувствовал вкус славы. И он мне понравился. Так что сам Бог мне велел поступить в театральный. Я как раз оканчивал 10-й класс 4-й лиепайской средней школы. У меня даже не возникало вопроса, куда идти дальше. Конечно, в артисты.
Я был уверен, что у меня все получится. И тут узнал о том, что главный режиссер Рижского ТЮЗа Адольф Шапиро набирает в Латвийской консерватории свой курс по специальности «актер драматического театра и кино».
Еще будучи учеником выпускного класса, я летал в Ригу на самолете на консультации. Днем после школы мчался в аэропорт, а возвращался ночным поездом, который приходил в шесть утра, и уже в восемь часов был в школе.
Промотался между Лиепаей и Ригой целых полгода. Было очень обидно, когда я прилетал, а консультацию по каким-то причинам отменяли. Но я был упертым, так что поступил. Это было в 1979 году. А во время учебы у нас целый спектакль был посвящен цирку. Он так и назывался — «Цирк».
Я подготовил немало номеров. Выступал в амплуа рыжего клоуна. Многим очень понравилось. Некоторые говорили, что внешне я очень похож на Олега Попова. А кто-то посоветовал показаться самому Юрию Никулину.
И на третьем курсе я действительно взял и отправился в Москву. А когда прибыл в Цирк на Цветном бульваре, меня посмотрел не только Юрий Никулин, но и Олег Попов. Кстати, официально Олег Попов начал работать клоуном в начале 50-х в нашем Рижском цирке...
В общем, меня взяли, но с одним условием. Было сказано так: «Давай, Олег, оканчивай свою консерваторию в Риге и приезжай к нам». Как известно, без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек. Я вернулся окрыленный. Знал, что в Москве меня ждут.
Но после окончания вуза мне выдали только республиканское направление, то есть я должен был три года отработать в Латвии.И тогда Юрий Никулин отвел меня к министру культуры СССР Петру Демичеву. Мне тут же сделали всесоюзное направление. Так я попал в Москву.
Народный кумир
— Неужели сам Никулин за вас хлопотал?!
— Именно так. Юрий Владимирович был уникальным человеком. Многим помогал. Хотя, конечно, кто я тогда был такой? Никто! Какой-то там мальчишка из Латвии. Но я даже жил у него одно время. Потому что негде было остановиться.
Помню, когда мы с Никулиным подъезжали к «Союзгосцирку», то не могли выйти из машины. Шикарный «мерседес» Юрия Владимировича обступали со всех сторон, дверь невозможно было открыть.
Вот такая популярная была личность. А если его замечали в автобусе, то салон наклонялся, потому что пассажиры переходили на одну сторону, чтобы посмотреть на Никулина.
— Получается, вы везунчик по жизни?
— Еще какой! Во-первых, мне повезло, что попал на курс Шапиро. А потом судьба свела меня с Никулиным... Вообще, наша профессия — это лотерейный билет. Увы, многим актерам не везет. Хотя, казалось бы, есть все: и внешность, и талант, и прочие достоинства.
Нет одного — фарта, то есть элементарной удачи, а порой просто везения. Кто знает, может быть, виноваты звезды, которые не встали на небе так, чтобы ты реализовался. Хотя по большому счету мое поколение можно назвать потерянным.
Если в 80-е годы еще снимались, то в 90- е наступил мертвый сезон. Тогда в России в год выходило не более десяти картин. Чем только артисты не занимались. Некоторые знаменитости продавали газеты в подземных переходах у метро.
Когда они замечали знакомых, то старались как-то прикрыться. А что оставалось делать? Денег-то не было. Постоянно какието инфляции, дефляции, дефолты, кризисы и т. д. Но мне и тогда фартило. Я никогда не выбывал из профессии.
Как раз в 1988 году поступил в театр «Малая драматическая труппа». Чуть ранее, в 1986 году, сыграл свою первую кинороль в драме Игоря Николаева «Атака».
Более того, мне невероятно повезло, когда я познакомился и подружился с выдающимся мастером детского кино Борисом Рыцаревым, который снял «Волшебную лампу Аладдина», «Принцессу на горошине» и много других сказок. Он пригласил меня на главную роль в фильм «Имя».
Вместе с ним мы создали кинокомпанию «Русская сказка». Кроме того, несколько лет я проработал в концерне «Мосфильм» директором компании «Нон-стоп продакшн», которая участвовала в производстве таких фильмов, как «Дневник камикадзе», «В движении», «Апрель», «9-я рота».
Цирк пришлось оставить
— А с Цирком на Цветном бульваре вы продолжали сотрудничество?
— Он остался в прошлом. Но, как и обещали, меня тогда взяли. Я начал работать коверным клоуном. Моей задачей было выходить между номерами. Я даже скакал на лошадях. Разумеется, предварительно изучил джигитовку. Прыгал через трамплин и т. д.
До сих пор не понимаю, как я на все это отваживался. Но по молодости и не на такое пойдешь. С другой стороны, актеру нужны самые разные навыки. Скажем, для фильма «Атака» я в экстренном порядка научился водить танк.
В картинах «Русский паровоз» и «Имя» и вовсе управлял паровозом. Естественно, тоже прошел курсы. А для сериала «Операция «Горгона» я за неделю выучил восемь страниц немецкого текста. Я играл фашистского офицера.
Когда мне дали сценарий, я спокойно отправился на дачу. Отдохнул и со свежими силами за неделю приехал на съемки. Говорю, что все выучил. А тут меня ошарашивают: оказывается, весь текст нужно произносить на немецком. Меня просто забыли предупредить.
Ну хорошо, что хоть выучил текст на русском. Осталось только все перевести и вызубрить на немецком. К счастью, у меня была целая неделя. Дали учителя, чтобы он поставил произношение. У меня весь холодильник был обклеен бумажками со словами. Хотя я никогда не шпрехал, в школе у нас был английский.
— Как же вы совмещали цирк и кино?
— Так я и не совмещал уже. Ведь не успел я как следует поработать у Юрию Никулина, как вскоре, в 1983 году, меня забрали в армию. Увы, в Латвийской консерватории не было военной кафедры. Так что пришлось служить.
Я попал в Забайкалье, на китайско-монгольскую границу. Но мы переписывались с Никулиным. Его письма до меня доходили распечатанными, потому что их читали все мои командиры. Они никак не могли поверить, что такой человек мог лично писать рядовому Демидову.
Но я же говорю, что это был удивительный человек. У меня сохранились его письма, а также телеграмма, с помощью который меня из Риги вызвали в Москву: «Вас ждут в отделе кадров «Союзгосцирка». А в Забайкалье был ужасный климат. Я сильно мучился.
К счастью, и тут помог Юрий Владимирович, который пристроил меня в Одинцово в ансамбль песни и пляски «Красная звезда», который относился к ракетным войскам. Никулину ведь было достаточно позвонить кому надо и просто намекнуть — и меня тут же перевели.
Такое было у него влияние. Когда я прибыл из Забайкалья в Москву, была зима. Естественно, я заглянул в Цирк на Цветном бульваре. Юрий Никулин, видя, как я продрог, дал мне поносить свою дубленку.
Как первая любовь
— А в ансамбле «Красная звезда» вы пели или танцевали?
— Нет, читал репризы, которые жутко цензурировались командирами. Что вполне объяснимо: армия есть армия. А когда я демобилизовался, сразу попал на съемки фильма «Атака». Они проходили аж в Каракумах, где мы провели целых три месяца.
Так что было уже точно не до цирка. Тем более что он тогда закрывался на большую реконструкцию. Тем не менее с Юрием Никулиным мы поддерживали связь. Как раз он посоветовал, чтобы меня взяли на главную роль в картину «Имя».
Потом меня пригласили в другую картину, в третью... В итоге с цирком у меня так и не сложилось. Хотя у меня к нему до сих пор особенное отношение. Это как первая любовь.
— Никогда не возникало желания вернуться в Латвию?
— Когда есть работа, ты думаешь только о ней. Съемки — это ведь настоящая гонка. А еще это как наркотик. Хочется еще и еще. А что в Латвии? Не говоря уже о Лиепае. Там ведь с кино давно уже покончено, Рижскую киностудию закрыли.
В общем, все осталось в прошлом. У меня в Лиепае живет мама. Я как-то приезжал в родной город. Честно говоря, поразился, как мало на улицах молодежи...
Конечно, хотелось бы, чтобы на меня посмотрели земляки. Я с удовольствием привез бы с коллегами из Театра Кнебель наш «Авантюрный роман», а также другую постановку Константина Мишина — «Кто такая Джулия Ламберт» по роману Сомерсета Моэма.
Как известно, в фильме «Театр» главную роль сыграла народная артистка СССР Вия Артмане. А у нас Джулию Ламберт играет замечательная актриса Ира Гонто. Ну а я ее сценический муж Майкл. Надеюсь, что и Рига, и Лиепая увидят спектакли.
— Что ж, тогда до встречи. Желаем творческих успехов!
Давайте дружить! Подписывайтесь, ставьте лайки, читайте другие материалы Дмитрия Марта!
«В Израиле я просто Слава...» - говорит Вячеслав Бибергал
Как Татьяна Аугшкап попала в "Маяковку"
Актёр Владимир Конкин рассказал о своём самочувствии
Почему рижанин переехал не на Запад, а в Россию
Рижская родня Инессы Арманд, соратницы Ленина
Юлия Кова о том, как стала режиссёром и почему уехала из страны
Как и где снимался фильм "Донбасс. Окраина"
Актриса и продюсер Светлана Фролова о покорении Москвы
О том, кого больше не хочет играть Алика Смехова, дочь мушкетёра Атоса
О своем поступлении в ГИТИС рассказала актриса Алла Иванцова
Как живётся в Москве рижской актрисе Грете Сабуровой