Найти тему

Дистанционное обучение в СибГУТИ: 20 лет онлайн

Оглавление

Первый учебный год в этом тысячелетии СибГУТИ начал с открытием инновационной системы дистанционного образования. В сентябре 2020 года Межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов празднует двадцатилетие начала обучения первых студентов в дистанционной форме.

Государственная итоговая аттестация (19.12.2014)
Государственная итоговая аттестация (19.12.2014)

С чего всё начиналось

В 1999 году Международный Союз Электросвязи – специализированное подразделение ООН в области информационно-коммуникационных технологий – запустил проект по созданию сети дистанционного обучения стран СНГ в 1999 – 2002 гг. Целью проекта было – сделать образование доступнее. СибГУТИ вошёл в первую очередь Международной сети дистанционного обучения, и запустил собственную систему дистанционного высшего образования на базе Межрегионального учебного центра переподготовки специалистов уже в сентябре 2000 года.

Трудности

Чтобы внедрить систему дистанционного образования, необходимо было объяснить преподавателям и абитуриентам, как система будет функционировать, потому что в 2000 году в России подобная практика отсутствовала. Запуску предшествовала разработка методологии дистанционного образования, обучение преподавателей работе в новых реалиях, просветительская работа с абитуриентами. Запуск любого инновационного продукта или сервиса традиционно сопровождается подобными процессами.

Нормативно-правовая база для этого вида деятельности также отсутствовала. Только 10 января 2003 года были изданы изменения закона «Об образовании», которые позволяли выдавать диплом государственного образца студентам, обучающимся в дистанционной форме.

Защита выпускных квалификационных работ (13.02.2015)
Защита выпускных квалификационных работ (13.02.2015)

Интернет был другим

Во-первых, несмотря на ранние этапы развития широкополосного доступа и технологические возможности СибГУТИ, для большинства пользователей единственным источником связи был модем, что создавало серьёзные ограничения для работы. Курсы, система тестирования и формы взаимодействия студентов и преподавателей – всё должно было работать с минимальным расходом трафика.

Во-вторых, мир ещё не вступил в эпоху Web 2.0, что также накладывало ограничения на способы взаимодействия между студентами, преподавателями и администрацией.

Вручение дипломов (16.04.2015)
Вручение дипломов (16.04.2015)

Идеи

У истоков системы дистанционного образования в СибГУТИ стоял руководитель Межрегионального учебного центра переподготовки специалистов Борис Иванович Крук. Под его руководством традиционное образование подвергалось методологической переработке и превращалось в высокотехнологичный продукт.

Борис Иванович Крук (1944 - 2019)
Борис Иванович Крук (1944 - 2019)

С развитием технологий, система дистанционного образования совершенствовалась, расширялся перечень направлений и профилей подготовки.

Благодаря развитию системы маркетинга и оптимизации процессов, росло число студентов и расширялась география: Восточная Сибирь, Дальний Восток, Урал, европейская часть России, Казахстан, страны СНГ.

Неизменным остаётся стремление к созданию экосистемы, в которой все элементы образовательного процесса максимально эффективно взаимодействуют между собой. Как в искусстве, где красота рождается, если отсечь всё лишнее.

Например, вуз не отрывает студента от работы и семьи. Очное присутствие студента требуется только во время государственной итоговой аттестации и защиты выпускных квалификационных работ, а все остальные процессы происходят дистанционно.

Кого обучали

Поскольку систему дистанционного высшего образования строили на базе Центра переподготовки специалистов, первыми студентами стали сотрудники телекоммуникационных компаний, которым требовалось второе высшее образование.

Позже, помимо специалистов в области телекоммуникаций, центр стал вести подготовку по программам экономики и менеджмента в сфере связи, затем добавились профили подготовки, связанные с информатикой, информационной и техносферной безопасностью.

Сегодня

Сейчас СибГУТИ производит дистанционную подготовку по направлениям: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Техносферная безопасность» и «Реклама и связи с общественностью». На текущий момент обучаются более полутора тысяч студентов из различных регионов России и из соседних государств.

За 20 лет центр выдал почти 4 000 дипломов о высшем образовании по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров.