Как всем известно - через неделю после происшествия 15 августа 1990 года, стоящую под брезентом у здания Тукумского РОВД машину Цоя поместили в бокс местного автопредприятия №29.
Примерно через три месяца после гибели музыканта на автобазу № 29 где находилась разбитая автомашина, от имени Марьяны Цой на грузовике приехали некие молодые люди, предъявили необходимые документы и забрали искореженные остатки авто. Предположительно, последним пристанищем разбитой автомашины стал завод АЗЛК, где автомобиль был восстановлен по имеющимся документам и «бегает» до сих пор.
Как я уже рассказывал - я разыскал живого свидетеля, который смог пролить свет на это «темное» дело, — Сергея Алексеевича Конопиева, бывшего директора АТП № 29 города Тукумс, и попросил ответить на мои вопросы.
Сергей Конопиев:
Когда все необходимые следственные действия закончились, нужно было, чтобы машина была где-то спрятана — с глаз долой… А поскольку наше автопредприятие было совсем рядом, то работники милиции позвонили мне, попросили: «Можете?» — «Могу, конечно». И забрал ее к себе. Так «Москвич-2141» темно-синего цвета, принадлежащий Виктору Цою, попал ко мне на хранение. У нас был такой большой ангар, эдакий полусклад, в общем, такой большой проходной двор, хотя и не скажешь, что так — ключи все-таки были, и замок висел, но когда что-то кому-то было нужно, слесарям или еще кому — заходили. Все знали, что это машина Цоя, я разрешил осмотреть ее всем нашим работникам, кому это надо было...
Хочу сказать, что авария, в которой погиб Виктор Цой, произошла по роковому стечению обстоятельств, то есть без вмешательства каких-либо третьих сил. Это точно. Наши автомеханики осматривали машину и пришли к такому мнению. Машина у Цоя была практически новая, поэтому никакой роковой технической неисправности там быть не могло...Машина была очень сильно повреждена, двигатель, капот и почти полкузова были смяты. Передняя часть крыши сложилась гармошкой и просто защемила Виктору голову. Это стандартная схема при таких авариях...
Потом позвонила Марьяна, потому что люди стали спрашивать о машине, и запретила мне ее показывать. Люди приезжали все равно, стояла осень, конец октября — начало ноября...
Марьяна тоже приезжала, что-то делала, а Наталию я никогда не видел, по-моему. Не помню. Что касается двигателя... В газетах писали, что двигатель вылетел куда-то там. Про двигатель я точно не помню, но мне кажется, что он был на месте. Конечно, искореженный, но был. Смят в лепешку. По крайней мере - отдельно я его не видел. Возможно, он оторвался, и потом его просто загрузили в отсек, и он там был. Но задняя часть автомашины осталась цела. Машина ударилась левой стороной о левую сторону «Икаруса». Сам «Икарус» я не видел. Не было ни цели, ни интереса. Просто я автомобилист, и для меня все эти аварии обычная работа, обычное дело, рутина. Но конечно, был бы Цой обычный человек — другое дело. А тут хочется, чтобы все было иначе. Люди своих кумиров обожествляют, и им хочется, чтобы они умирали не просто так, внезапно как-то, просто, а обязательно с тайнами. Так же интереснее...
Сергей Конопиев, взглянув на единственное имеющееся у меня фото предположительно разбитой машины Цоя, ответил:
Да... Снимок очень сомнительного качества... Но вообще похож. Непонятно только, где он сфотографирован. «Москвич» ведь стоял в боксе (ангаре), где других машин не было, а здесь на фоне просматриваются легковые авто. Возможно, снимок сделан на улице у РОВД.
По поводу дальнейшей судьбы автомобиля Цоя я уже рассказывал вот здесь. Немного напомню.
Сергей Конопиев:
Поздней осенью или даже зимой Марьяна позвонила, сказала, что приедут люди на машине и заберут «Москвич». Машина Цоя была оформлена по доверенности, это в то время была обычная схема. В те времена главное было — бумаги, документы, и под бумаги можно было восстановить все что угодно. Я помню, в те времена так делали — это была, повторю, обычная схема. Поэтому машину и забрали, она же имела какую-то ценность. Половина машины была целая, задняя часть вся, задний мост, колеса... Главное — номера. Машина находилась на нашей базе еще какое-то время, после чего за ней действительно приехали на грузовой машине ребята от Марьяны и увезли в Россию. Не знаю, в какой город. Так что о дальнейшей судьбе машины мне больше ничего не известно.
Участник технической команды группы "КИНО" Олег Соколов рассказывал, что разбитая машина была продана приятелю Айзеншписа где-то в районе Курского вокзала в Москве. Но дальнейшую судьбу авто прояснить пока не удалось...
Из непосредственных свидетелей, работников АТП №29, видевших разбитую машину Цоя, можно упомянуть Наталью Битениеце, бывшего секретаря данной организации. Именно она вела документацию и занималась сперва принятием разбитого автомобиля на автобазу, а затем его передачей приехавшим от имени Марьяны лицам.
Сергей Конопиев:
В то время Наталья была у меня секретарем. Конечно же, она во всем принимала участие. К сожалению, я потерял с ней связь… А жаль. Она могла бы многое рассказать. По крайней мере, со своей позиции и собственного восприятия событий.
По состоянию на весну 2020 года поиски Натальи пока к успеху не привели. После увольнения с АТП №29 в середине девяностых годов, она работала в Плиеньциемсе, на базе «Kempings Baltā kāpa», однако дальше ее следы были потеряны.
Однако могу сказать, что в июне 2020 года совершенно случайно удалось решить этот ребус. Совершенно случайно был найден человек, бывший работник АТП №29, при близком общении с которым удалось выяснить, что он - близкий друг невестки Натальи Битениеце. Через этого друга удалось найти невестку Натальи, а затем и ее саму. Ныне Наталья Битениеце проживает в Слоке и как и многие свидетели тех трагических событий владеет небольшим кусочком от автомобиля Виктора Цоя, который когда -то принес в дом ее сын, бывший поклонником группы "КИНО"...
Будем надеяться, что при личном общении с Натальей удастся установить гораздо больше фактов относительно разбитого автомобиля Виктора Цоя и прояснить, наконец, его судьбу...