Найти в Дзене
Монтессори.Дети

История Виктории – 3. «Оказывается, мой неугомоныш может быть спокоен и сосредоточен, если ему действительно интересно»

Оглавление

Мы наконец вернулись домой и погрузились в переделку нашего дома под интересы ребёнка. Но при этом он должен стать удобным не только ребёнку, но и другим членам семьи. В нашем случае — маме и сыну 1,4 года необходимо комфортно разместиться на 33 кв. метрах.

Покажу, что получилось сделать за 3 недели во время прохождения второго модуля курса о развитии детей до трёх лет.

Первым делом я убрала игрушки — разделила их на полезные и вредные. Полезные разложила по коробкам в соответствии с возрастом и интересами, вторые убрала совсем, чтобы пока просто не мешали.

Оставила в доступе Артёма 5 полезных игрушек, в число которых вошли машины и любимые мячи.

Я заказала удобный стеллаж для игрушек и творческих материалов. Но так как для малышу важнее своевременность нежели идеальность, то временно сделала стеллаж из коврика-пазла.

Получилось очень даже ничего, только сыну эта новая «игрушка» зашла больше всех — он то и дело норовил эти пазлы разобрать
Получилось очень даже ничего, только сыну эта новая «игрушка» зашла больше всех — он то и дело норовил эти пазлы разобрать

Вскоре приехали полки из Икеи, игрушки переместились на красивый стеллаж, а коврик снова превратился в коврик.

Теперь для каждой игрушки или набора своя секция — так ребёнку проще запомнить, где стоит игрушка и потом убрать её на место
Теперь для каждой игрушки или набора своя секция — так ребёнку проще запомнить, где стоит игрушка и потом убрать её на место

Результат. Бардака стало значительно меньше. В связи с тем, что у каждой игрушки теперь имелось своё место, мои требования убирать их после игры на место зазвучали убедительнее и нагляднее. И уже есть успехи, когда ребёнок убирает игрушку на место.

Разобрала книги

С книгами у нас как-то не складывалось долгое время. Артём их просто бросал, рвал, отказывался смотреть и слушать, что в них есть.

Читальный уголок сделала прям на диване, заметив, как Тёма любит посидеть в диванных подушках. Над диваном у нас уже висели полки для фото. Сами фоторамки от пристального изучения изрядно пострадали, их пришлось спрятать, а полки пустовали. На них я поставила новые книги. Также провела презентацию для ребёнка: как брать, смотреть и ставить на место.

В одном из уроков мы обустраивали уголок для чтения и выбирали правильные книги. Разумеется, я незамедлительно купила актуальные для нашего возраста
В одном из уроков мы обустраивали уголок для чтения и выбирали правильные книги. Разумеется, я незамедлительно купила актуальные для нашего возраста
Потом в читальный уголок поставила уютное кресло, которое, как мне кажется, сыну нравится ещё больше
Потом в читальный уголок поставила уютное кресло, которое, как мне кажется, сыну нравится ещё больше

Результат. Каким было моё удивление, когда я увидела своего ребёнка, сидящего с книгой и что-то бормочущего типа «ко-ко-ко». Он долго и внимательно рассматривал картинки, переворачивал страницы. А затем поставил книгу на полку и взял другую.

Подготовила наборы для творчества

Из предложенных на курсе творческих занятий я выбрала лепку. Ранее я предлагала сыну тесто для лепки, но он пытался его есть и бросать. После просмотра уроков я снова предложила этот вид творчества, но уже более организованно. Подготовила сет для лепки, рассказала правила, провела презентацию.

И на этот раз занятие увлекло сына
И на этот раз занятие увлекло сына

Сначала Тёма то и дело пытался нарушить правила — катать тесто вне коврика, бросать его на пол, пробовать на зуб или вообще убегал с шариками теста в комнату. Я спокойно и уверенно возвращала малыша в границы — если ты закончил с лепкой, мы убираем материал и после идём заниматься другими делами.

Результат. Материалы стояли на столе для творчества. Артём мог самостоятельно сесть за стол и позаниматься лепкой. Пару раз я наблюдала картину — сын садился за стол, брал поднос с материалами для лепки, стелил коврик, а затем просил открыть баночки с тестом и сидел, разрывая его на мелкие кусочки.

Оказывается, этот неугомоныш может быть очень увлечённым и сосредоточенным, если ему действительно интересно.

Выводы по зоне игрушек и творчества

Сыну в данный момент интересны книги с животными, фигурки животных, машинки всех размеров и видов. А также всё, что можно покатать, помять, порвать, ну, и всё, что нужно мне — посуда, пылесос, телефон, пульты, стиральная машина и пр.

Разумеется, не всё сразу идёт гладко. Не все нововведения ребёнок с радостью принимает. Родителю важно быть спокойным и настойчивым. Например, в какой-то момент Артём перестал ставить книги на место, а скидывал их за кресло. Я по 100 раз повторяла одно и то же, что книги мы не бросаем, а ставим на полку. Предлагала или просила его сделать это или сама ставила, но обязательно проговаривала и показывала, что я поставила книгу на полку. В результате всё наладилось.

Нововведения в зоне сна

С рождения у нас совместный сон с Артёмом. Так как мы жили и живём вдвоём, то это было оптимально для нас обоих, пока он не стал спать поперёк кровати)) Я понимала, что ребёнку уже нужно своё место для сна. Но не было возможности поменять сразу всё обустройство нашей однушки.

У меня была очень высокая кровать с защитными барьерами. Мы её продали буквально неделю назад и спим пока на диване.

Теперь Артём имеет возможность самостоятельно забраться на диван и так же слезть. Мне стало спокойнее за его жизнь и здоровье
Теперь Артём имеет возможность самостоятельно забраться на диван и так же слезть. Мне стало спокойнее за его жизнь и здоровье

А это новая кровать новая кровать Артёма, которую мы приобрели буквально вчера.

Сын ещё не спал на новой кровати, но она тоже доступна для него
Сын ещё не спал на новой кровати, но она тоже доступна для него

Мы всё ещё на ГВ. Процесс завершения ГВ и переход к самостоятельному сну — это дело не одной-двух недель. И хочется минимизировать стресс для нас обоих. Пока мы спим на диване. Но в ближайших планах — разделение наших зон сна.

У нас есть свой ритуал для отхода ко сну:

  • Мы ужинаем с папой, затем он уходит.
  • Мы с сыном немного убираем: игрушки, посуду.
  • Затем купаемся, чистим нос, уши, надеваем пижаму.
  • Включаем ночник, садимся в кресло и там происходит волшебное ГВ. Обязательно обе груди.
  • Затем читаем книжку про трёх котят.
  • Потом идём на диван, обнимаемся и пытаемся уснуть.

Зона одевания

Зону одевания мы дообустроили параллельно. Повесили небольшие зеркала на уровне ребёнка в прихожей и на комоде, поставили стульчики.

В прихожей добавили крючки для верхней одежды также на уровне детского роста. Обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы
В прихожей добавили крючки для верхней одежды также на уровне детского роста. Обувь сына стоит на отдельной полке общей обувницы
А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны
А это ящик сына с одеждой: все элементы разложены по секциям, на каждой своя наклейка — футболки, кофты, трусы, носки, штаны

Процесс самостоятельного одевания пока не вызывает особенного интереса. Артём активно помогает мне одевать его, но сам пока не делает этого. Я продолжаю предлагать ему подтянуть штанишки или подгузник, надеть носки. Интерес вызывает лишь надевание обуви, так как за обуванием обычно следует прогулка.

Обустроила зону ухода за собой

Зона ухода за собой также претерпела незначительные изменения.

Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире. Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет так же и туда же, где это делают взрослые
Горшок у нас уже стоял в санузле, а не кочевал по квартире. Это важно, чтобы ребёнок ходил в туалет так же и туда же, где это делают взрослые

До обучения и при просмотре уроков про приучение к горшку я не была морально готова к лужам на полу, диване и других поверхностях. Оттягивала этот этап, оправдывая маленьким возрастом сына, отсутствием достаточного количества трусов. Нужно отметить, что эксперты не настаивают на внедрении чего-то в жизнь, если маме это не подходит, не откликается совсем. И я, организовав пространство, осознанно не спешила заниматься приучением к горшку. Даже написала это в домашнем задании.

В ответ я получила такой подробный, но ненавязчивый комментарий эксперта, что в ту же минуту заказала несколько комплектов трусов для Артёма в интернет-магазине.

Вот этот комментарий
Вот этот комментарий

И на следующий день мы начали — сняли подгузник и стали получать обратную связь от среды в виде мокрых трусиков, луж на полу, переодеваний, подмываний. Для меня это оказалось не таким ужасным, как я представляла. И даже были удачные попытки без луж.

Лоток с салфетками и туалетной бумагой был незамедлительно растерзан. Его временно убрала из доступа, предложу позже.

Я убрала лишние предметы с бортика раковины, добавила небольшое зеркало на уровне ребёнка.

Доступ к раковине обеспечивает башня помощника
Доступ к раковине обеспечивает башня помощника
Артём обожает мыть руки и чистить зубы — ещё бы, это же легальные способы вдоволь насладиться магией воды.
Артём обожает мыть руки и чистить зубы — ещё бы, это же легальные способы вдоволь насладиться магией воды.

Что дальше

Это были очень насыщенные 3 недели. В какой-то момент я так устала от всех перестановок, изменений и своего перфекционизма. Плюс из-за переезда и перестановок сломался режим сына. Мне казалось, что ничего не получается.

Но когда Артём ушёл гулять с папой, я в спокойной обстановке посмотрела на нашу уютную квартиру, на то, что наведение порядка занимает гораздо меньше времени, а у ребёнка есть всё необходимое в доступе, я выдохнула.

Сейчас нам снова пришлось уехать к бабушке. Но мы уже опытные в плане организации среды. Быстренько организовали себе необходимые зоны без ущерба для бабушкиной квартиры и с пользой для себя.

Наше обучение на курсе продолжается — в следующий раз расскажу о вовлечение сына в дела семьи, обустройстве его уголке на кухне и первой совместной готовке. Подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.

Текст и фото Виктории Бутовой — участницы нашего курса о развитии детей до трёх лет

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!

Начало истории Виктории:

Знакомство

Про теорию и практику наблюдения за ребёнком