продолжение...
Несмотря на огромные потери нашего хоккея от отъезда игроков в НХЛ, главное зло как позже выяснилось было не в этом. Ведущие игроки сборной либо наиболее перспективные юниоры получали предложение от ведущей профессиональной лиги. А как с остальными, кто по классу не дотягивал, но очень хотел лучшей жизни?
Большое количество молодых игроков получили приглашение от клубов низших лиг. Поиграть, заработать себе авторитет и непременно попасть после этого в клуб НХЛ. Такую лапшу развешивали по ушам различные агенты, уровнем пониже тех, кто отхватил себе ведущих хоккеистов, стремясь откусить от большого пирога хоть что-то.
Басни, которые они рассказывали о счастливой жизни в Америке не оставляли равнодушными молодых людей из развалившейся страны, с талонами и ваучерами. Причем реальные перспективы мало кто из них себе представлял.
Осложнило ситуацию то, что молодые игроки ЦСКА усилиями Виктора Тихонова, подписавшие контракт, по этому самому контракту перестали получать деньги. В клубе началась неразбериха, борьба за власть.
Так летом за океан рванули молодые защитники армейцев Дмитрий Мотков и Игорь Малыхин. Играть стали за фарм-клуб «Детройта» - «Адирондак». Оба хоккеиста в разное время пробовались в сборной СССР, и были очень перспективными.
Беда в том, что в фарм-клубах хоккей гораздо более низкого уровня. Комбинационный стиль отсутствует совсем. Толкотня и драки. Такое впечатление, что цель отправки туда выяснить – не сломаешься ли в этом дерьме? Значит что-то и получится. Может быть.
Выбраться из низших лиг удавалось единицам. И дело даже не в том, что наши играли плохо, а в том, что они прежде всего – чужие. Очень примитивные наставники североамериканских клубов как привило недолюбливали легионеров. Русских особенно. У них устоявшееся мышление, выработанное годами. Мы для них – соперники. Игроки с чуждой школой. Некоторых пытались переучивать, заставлять играть просто, в бей-беги. На большинство просто махали рукой…
После нескольких лет мытарств и Мотков и Малыхин вернулись в Россию и играли в клубах высшего дивизиона, но ни о каком уровне сборной речи уже не шло.
Были те, которые пооббившись в низших лигах все-таки завоевали право играть в главных командах.
Олег Петров также отправился летом за океан, и начинал в фарм-клубе «Монреаль Канадиенс» - «Фредриктон». Также прошел горнило низших лиг и завоевал право играть в основной команде. Карьера в НХЛ складывалась, но хоккеист периодически из-за контрактных споров уезжал в Европу, где оставался на несколько лет. Несколько раз играл за сборную России на чемпионатах мира.
Сергей Кривокрасов, которому было 18 лет, в июне уехал за океан. Причем в отличие от других даже не стоял на драфте. Права на него вскоре получили «Чикаго Блэк Хокс». Хоккеистом он был талантливым и в целом карьера сложилась. По тем меркам конечно же. Не хуже, чем у большинства.
26-летний защитник московского «Динамо» Анатолий Федотов, финалист Кубка Канады 1987 года, также отправился за океан не будучи поставлен на драфт. Пробивался через фарм-клуб «Виннипега» - «Монктон». Играл неплохо, и был вызван в основную команду, но вскоре вернулся обратно, так как руководство лиги запретило ему играть. Нужно было пройти церемонию драфта.
В следующем году Анатолия поставили на драфт «Анахайм Майти Дакс». В юридических тонкостях хоккеист особо не разбирался, и подписал кабальный для себя контракт, из-за чего играть пришлось снова за фарм-клуб. В 1995 году Федотов уехал в Японию. Затем в Европу и играл ещё несколько лет. Доигрывал. В общем это тот случай, когда северная Америка карьеру хоккеисту поломала.
Кто ещё из динамовцев пробивался через низшие лиги так это защитник Олег Микульчик. Хоккеист, отличавшийся жесткой манерой игры, должен был по идее «прийти ко двору» в североамериканском хоккее. Поехав в Америку не задрафтованным, он несколько лет играл в фарм-клубах – «Нью-Хейвен», «Лонг-Бич», «Форт-Уэйн», но на драфт так и не был поставлен. Позже вернулся и провел несколько сезонов за российские клубы. Выиграл даже Евролигу в составе «Металлурга» из Магнитогорска.
Уехал в США и всю карьеру болтался по фарм-клубам участник Кубка Канады 1991, Александр Гальченюк. Сменил за время выступления в Америке четыре клуба. В 1998 году решил вернуться в Европу и играл в российских и европейских клубах, а также за сборную Беларуси.
В «Сент-Луис Блюз» отправились московские динамовцы Игорь Королев и Виталий Карамнов. Оба привлекавшиеся к играм сборной страны. Игорь Королёв - участник Кубка Канады 1991 года, и чемпионата мира 1992 года. Завоевал место в основном составе американского клуба. Играл за несколько команд без особого успеха. Во время локаута принимал участие в турнире на «Приз Известий» 1994 года. После, вернулся домой и несколько лет играл за российские клубы.
Виталий Карамнов за основу «Сент Луиса» из-за травмы провел лишь несколько матчей. Затем были ещё два неоднозначных сезона, после чего хоккеист уехал в Европу и несколько лет выступал за клубы Финляндии, Германии и Чехии.
Виктор Гордиюк из «Крыльев Советов» будучи задрафтован «Баффало Сейбрз» уехал покорять заокеанские ледовые площадки. За основу, впрочем, поиграл совсем немного, и в основном играл за фарм-клуб «Рочестер». Затем был обменян в «Лос Анджелес», но и там играл только за фарм-клуб «Юта». После чего несколько лет играл в Германии, а затем в российской лиге.
Александр Андриевский, из московского «Динамо», победитель турнира на «Приз Известий» 1990, уехал в клуб «Чикаго Блэк Хокс» где был задрафтован. Пробиться в основу с ходу ему не удалось, и он плотно осел в фарм-клубе «Индианаполис». Потеряв несколько лет в низших лигах, Андриевский вернулся и играл в клубах Финляндии и Германии, а также в сборной Беларуси.
Ещё один выходец из Минска, московский динамовец Андрей Ковалев, также совсем недавно игравший за сборную СССР уехал в «Вашингтон Кэпиталз». Однако сразу был отправлен в фарм-клуб, где шанса попробовать себя в основной команде не получил. Всего за недолгую североамериканскую карьеру сменил четыре клуба, после чего вернулся и играл за немецкие и швейцарские клубы, а также сборную Беларуси.
Игорь Чибирев задрафтованный «Хартфорд Уэйлерс» уехал в Америку и играл в фарм-клубе «Форт-Уэйн». Через год получил вызов в основную команду, провел неплохой сезон, но в число ведущих игроков не попал. Через два года переехал в Европу и играл за швейцарские и австрийские клубы, где у хоккеиста с советским уровнем подготовки проблем не возникало.
Целый рижский десант высадился летом 1992 года в Бостоне. Это Сергей Жолток, Григорий Пантелеев и Денис Червяков. Большую часть сезона они провели в фарм-клубе «Провиденс». Периодически получая возможность играть за основу, особенно Пантелеев. Но со временем эти вызовы сошли на нет.
Была масса хоккеистов, кто принял приглашение от команд Европейских лиг. От ветеранов, которые стали уезжать в Европу ещё в советское время, до игроков среднего поколения. В этих клубах наши хоккеисты были скорее наставниками, чем учениками. В общем, о поднятии игрового уровня говорить было бессмысленно.
Так в Италию, в клуб «Больцано» уехали одни из лидеров ЦСКА Игорь Масленников и Сергей Востриков. Позже они вместе перебрались в западногерманский «Аугсбург». В сборную страны уже не вызывались.
Нападающий сборной СССР Равиль Хайдаров уехал в западногерманский клуб «Кельнер Хайе», и всю дальнейшую карьеру провел в Германии сменив три клуба.
В финский ТПС уехал воскресенец Герман Титов. Затем он отправился в НХЛ где несколько лет играл в основе «Калгари», «Питтсурга», «Эдмонтона» и «Анахайма».
Гораздо неприятнее для нашего хоккея был отъезд специалистов тренерского цеха.
Ещё в 1991 году наставник киевского «Сокола» Анатолий Богданов отправился в Финляндию и принял клуб «Ильвес» из Тампере.
Наставник московского «Динамо» Владимир Юрзинов после трех победных чемпионатов страны, также получил приглашение из Финляндии, где принял клуб ТПС из Турку. Туда же отправился Борис Майоров, в клуб «Йокерит» из Хельсинки. Старший тренер Воскресенского «Химика» Владимир Васильев возглавил западногерманский клуб «Кельнер Хайе».
продолжение следует...