Приветствую, уважаемые читатели!
В этой статье мы кратко разберём одно весьма расхожее выражение, а именно «есть два мнения: моё и неправильное». Викисловарь говорит нам о том, что это выражение применяют, когда говорят "о неуступчивом, тяжело идущем на компромиссы человеке". По сути, можно сказать о том, что подобная позиция характерна для людей чрезмерно уверенных в своей правоте и верности своей точки зрения. Но что может быть в нём интересного с точки зрения философии?
"Неправильное мнение" или "неправильные мнения"?
Первое, за что можно зацепиться в этом выражении, это то, что, по сути, в нём говорится о возможности существования только двух мнений относительно того или иного вопроса. Это кажется сильным упрощением, так как обычно мы можем столкнуться с куда бОльшим количеством точек зрения на ту или иную проблему. И может показаться более корректным выражение "Есть два вида мнений: моё и неправильные". Такая формулировка кажется более правдоподобной, при этом смысл выражения не меняется.
Но, по сути, упоминание только "двух мнений" вполне оправданно, по случайному совпадению, по двум причинам.
Во-первых, подобное упрощение этого выражения и делает его "расхожим" и популярным. Именно простые и незамысловатые высказывания часто становятся расхожими и, порой, "крылатыми".
Во-вторых, можно сказать, что подобное упрощение лишь подчёркивает чрезмерность уверенности того, кому приписывается подобная оценка своего мнения и мнений своих оппонентов. В чём смысл делать какие-то различия между разными вариантами, если они одинаково неверны? И раз это выражение призвано как раз подчеркнуть доведённую до абсурда уверенность человека в своей правоте и исключительности своей точки зрения, то подобное упрощение работает скорее в "плюс".
"Знание" и "мнение": как сделать выражение ещё "сильнее"
Следующее замечание касательно разбираемого нами выражения, с одной стороны, может показаться более спорным, но, с другой стороны, является более "философским". Оно касается традиционного разграничения между "знанием" и "мнением" в философии.
Противопоставление этих двух понятий ведёт своё начало со времён зарождения западноевропейской философии, то есть, со времён древнегреческой философии. Если говорить кратко, то в рамках философии знанию отдаётся большее предпочтение, чем мнению. Одной из причин этого является то, что, с определённой точки зрения, знание является истинным по определению. Например, существует определение знания как "истинного обоснованного мнения", хотя всё же стоит отметить, что оно в рамках современной философии далеко небесспорно. При этом "мнение" может быть как истинным, так и ложным. Однако без должного строгого обоснования истинность мнения оказывается результатом чистой случайности или т.н. "эпистемической удачи" (вокруг которой разгораются целые баталии в рамках современных дискуссий о проблеме определения знания).
То есть, "знание" является истинным по определению (как минимум, по определению весьма распространенному), а "мнение" может быть как истинным, так и ложным.
В таком случае разбираемое нами выражение можно переформулировать следующим образом: "Есть моё знание и ваши мнения". Таким образом, позиция гордеца становится "сильнее": его точка зрения истинна по определению, а предположения остальных хотя и могут могут оказаться частично верными, но собственной заслуги оппонентов гордеца в этом не будет.
Эту также фразу можно сформулировать таким образом: "Вы предполагаете, а я знаю".
Естественно, что с точки зрения придирчивого философского анализа новая формулировка рассматриваемой нами фразы может показаться спорной (опять-таки, является ли знание истинным по определению?), однако всё же традиционная неравноценность понятий "знание" и "мнение" делают различие между "двумя мнениями" намного ярче и принципиальнее. А что может быть лучше для гордеца, чем осознание своей принципиальной и исключительной правоты?
Заключение.
Под конец данных рассуждений стоит отметить то, что даже такое безобидное выражение как «Есть два мнения: моё и неправильное» может вывести нас к весьма серьезным проблемам философии и эпистемологии: проблема определения понятий "мнение", "знание", критериев "правильности" и "истинности" мнения и знания и т.д. Таким образом, оказывается, что философия не так уж от нас далека, как нам может показаться на первый взгляд.
Благодарю Вас за внимание! И прошу прощения, если проглядел какие-то ошЫбки и очепятки.)