Вашингтон. Китай планирует удвоить свои запасы ядерных боеголовок в следующем десятилетии, включая те, которые предназначены для баллистических ракет, которые могут достичь материковой части Соединенных Штатов, говорится в докладе Пентагона, опубликованном во вторник. Как считают эксперты, даже при таком увеличении ядерные силы Китая будут намного меньше, чем у Соединенных Штатов, которые, по различным, оценкам, имеют до 3800 боеголовок в активном состоянии и в резерве. Запасы ядерных боеголовок Китая, по оценкам, находятся на низком уровне с начала 2000-х годов.
В своем ежегодном докладе Конгрессу «О военной мощи Китая» Пентагон заявил, что модернизация и расширение ядерных сил Китая являются частью широких всеохватывающих усилий Пекина по выработке более уверенной позиции на мировой арене и сравнением ядерных арсеналов с Америкой к 2049-му году с тем, чтобы стать к тому времени в качестве доминирующей державы в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Заместитель помощника министра обороны Китая Чад Сбрагия заявил на мероприятии Американского института предпринимательства во вторник, что Народно-освободительная армия, или НОАК, «призвана быть не просто демонстрацией китайской современности», а инструментом китайского государственного управления. «Коммунистическая партия в течение последних нескольких лет, полностью перестроила НОАК организационно с целью преобразования в объединенную силу, которая является более боеспособной, инновационной и глобальной», – добавил Сбрагия.
В ядерной сфере Китай разрабатывает баллистическую ракету воздушного базирования, а также продемонстрировал самолет H-6N как свой первый ядерный бомбардировщик, который может быть дозаправлен в воздухе. Китай также движется к позиции по системе «запуск по предупреждению» для своих ракет с расширенными силами наземного шахтного базирования. В докладе Пентагона отмечается, что количество боеголовок на китайских межконтинентальных баллистических ракетах наземного базирования, способных угрожать США, как ожидается, вырастет примерно до 200 единиц в ближайшие пять лет. В настоящее время арсенал МБР Китая состоит из 100 баллистических ракет различной дальности.
Анализ состояния китайского ядерного арсенала проводится американскими специалистами в связи с тем, что США ведут переговоры с Россией в преддверии истечения срока действия Нового ядерного соглашения по СНВ. Ключевым камнем преткновения является требование США включить Китай в любое новое соглашение, хотя Китай неоднократно категорически отказывался от этого.
Отдельно на этой неделе министр обороны Марк Эспер предположил, что страны-единомышленники США в Тихом океане – Индия, Австралия и Япония – могли бы сформировать альянс, подобный НАТО, очевидной целью которого было бы сдерживание Китая. На этой неделе Эспер завершал свою поездку на Гавайи, Палау и Гуам, где он встретился с высокопоставленными лидерами со всего Индо-тихоокеанского региона. Представители Пентагона во время поездки подчеркнули важность внутренней дискуссии о перераспределении американских сил, сосредоточенных в Южной Корее и Японии, на Гуаме и пунктах дальше к югу. «Возможно, в будущем мы будем меньше думать о базах и больше иметь возможность действовать во множестве мест, что дает нам гибкость для реагирования на различные угрозы и вызовы», – сказал журналистам Дэвид Хелви, исполняющий обязанности помощника министра обороны по делам Индо-тихоокеанского региона.
Китай, как отмечается в докладе Пентагона, увеличил свой оборонный бюджет и превзошел США в количестве ракет наземного базирования (с учетом ракет средней дальности), а также у него лучшие показатели, чем у США, в судостроении. Военно-морской флот Народно-освободительной армии имеет боевую мощь более 350 кораблей и подводных лодок, по сравнению с 293 кораблями ВМС США.
Сбрагия отметил, что способность Китая проецировать мощь в регионе и за его пределами резко возросла в последние годы. Глобальные амбиции Китая привели к тому, что он рассматривает Таиланд, Сингапур, Индонезию, Пакистан, Шри-Ланку, Объединенные Арабские Эмираты, Кению, Сейшельские острова, Танзанию, Анголу и Таджикистан в качестве потенциальных мест размещения своих военных логистических объектов. «Я не думаю, что они пришли к окончательным выводам по любому из них», – сказала Сбрагия. – «Но их устремления не малы, и они не ограничены одним географическим положением. Это глобальный масштаб».
Джо Гулд