https://mampap.world/blogs/entry/263-адаптация-к-детскому-садику-что-нужно-знать-родителям/
Первое сентября в детском саду – это как маленькая репетиция к первому сентября в школе. Волнуются все: и родители, и воспитатели. Общее настроение передается и малышам. А реагируют они совершенно по-разному. Одни с удовольствием изучают новые игрушки, другие плачут целый день, третьи держаться до последнего, а дома закатывают истерику. И первый день, проведенный в саду, отнюдь не показатель того, как дальше будет проходить привыкание малыша к новому распорядку, месту и людям.
Скорее всего, на первом родительском собрании, родителям расскажут об адаптации. Во многих садах даже памятки раздают, в которых собраны рекомендации родителям, как пережить это непростое время.
Что же это за пресловутая адаптация?
Адаптация – это привыкание к новым условиям. Для незрелой психики малыша период особенно сложный. Ведь меняется привычный уклад. Рядом нет постоянно мамы и папы, необходимо соблюдать четкий режим, слушаться других взрослых, налаживать контакт с другими детьми. Все эти изменения требуют больших энергозатрат организма. Ребенок реагирует стрессом, который выражается в нарушении сна, снижении аппетита, откате в ранее приобретенных навыках (например, перестает ходить на горшок, сам одеваться и т.д.), апатии или агрессии и даже понижении иммунитета. В общем, малышу нужна помощь. Оказать ее могут педагоги и родители.
Родителям тоже непросто пережить этот период, но именно от их знаний и настроя зависит во многом то, насколько успешно и быстро ребенок привыкнет к новым условиям.
Специалисты выделяют три степени адаптации.
Легкая. Длится от двух до четырех недель. Как понять, что адаптация прошла успешно?
Малыш без слез идет в группу, контактирует взглядом с воспитателем, рассказывает, что происходило с ним в детском саду, идет на контакт с другими ребятишками.
Средняя степень адаптации. Длится более 1,5 месяцев.
Малыш со слезами расстается со взрослым в группе, но затем отвлекается и перестает плакать. Это часто удивляет мам. Вот только-только с истерикой оторвали, а через пять минут малыш уже играет с другими детьми.
Ребенок довольно адекватно реагирует на замечания воспитателя, придерживается общих правил и распорядка дня. При этом может заболеть в период адаптации, в саду ведет себя спокойно и хорошо, а дома закатывает истерики. Родителям стоит набраться терпения и подождать. Просто этому конкретному малышу нужно больше времени для привыкания.
Тяжелая степень адаптации. Может длится до полугода, а то и дольше. Иногда встречаются случаи, когда ребенок так и не смог привыкнуть к детскому саду и тогда говорят о полной дезадаптации. Как правило, поведение такие малышей довольно проблематично. Они могут вести себя или очень агрессивно, или наоборот совершенно отстраненно, уходя в себя. В данном случае, стоит обратиться к специалистам: психологу, неврологу, и уже вместе с ними искать ключ к решению проблемы.
Что нужно делать, а что категорически нельзя, чтобы малыш успешно адаптировался к саду.
Рассказывайте малышу о садике, но без прикрас, понятным для малыша языком. Садик – это место, где дети днем играют, гуляют, кушают и спят, пока их мамы и папы работают.
Рассказывайте малышу о режиме дня в садике, проходя мимо учебного заведения, обращайте внимание на площадки, на которых он будет гулять. Педагоги рекомендуют приблизить режим ребенка к тому, режиму, который будет в саду и придерживаться его и в выходные дни.
Объясните, что малыш всегда может обратиться к воспитателю, если хочет на горшок или попить.
Расскажите историю своего посещения детского садика. Родительский пример помогает быстрее привыкнуть к новому месту.
Никогда не пугайте и не наказывайте ребенка походом в сад. Т.е. фразы вроде «не истери, а то в сад сейчас отправлю» или «оставлю тебя в садике навсегда» вряд ли помогут добиться послушания, а вот адаптацию подпортят основательно.
Не убегайте от ребенка тайком, а заведите свой ритуал прощания. Может, это будет поцелуй или поглаживание, после которого малыш идет в группу.
Иногда помогает и любимая игрушка. Во многих садах малышам даже разрешают их брать с собой в группу. Но если ваш ребенок не настроен делиться игрушкой с другими, лучше если любимый плюшевый заяц подождет его в шкафчике. Осознание того, что любимая игрушка где-то рядом действует успокаивающе.
Не поддаваться на капризы вроде «давай сегодня в садик не пойдем». Дадите слабину один раз, ребенок это быстро поймет. Поэтому если малыш здоров, не стоит поддаваться на подобные просьбы. Но и ругать, угрожать не стоит. Да, сохранять в это время твердость и невозмутимость весьма непросто.
И все же в это непростое время малышу как никогда нужна поддержка родителей: совместные игры и занятия, обнимашки, слова одобрения: «ты у меня большой и самостоятельный». Не менее важен и доброжелательный контакт родителей с воспитателями. Ведь отношения между взрослыми напрямую влияют на настроение детей.