У “Шейна” Джорджа Стивенса сюжет столь же стар, как холмы Вайоминга, которые служат фоном для этого эпического вестерна. Фильм основан на классическом романе 1949 г. Джека Шефера, адаптированном для экрана А. Гатри-младшим и Джеком Шером. Летом 1889 года бывший стрелок Шейн приезжает в долину, где расположено ранчо Старреттов, которым управляют Джо и Мэриан, живущие там со своим маленьким сыном Джоуи. Земледельцев выживают скотоводы, братья Руф и Морган Райкер, которые выиграли контракт на поставку говядины в индейскую резервацию и жаждут плодородных пастбищ и водных ресурсов фермеров. Шейн устраивается работать на ранчо, и Джоуи его боготворит. Джо Старретт и Шейн противопоставляют себя тирании Райкера, победив бандитов Райкеров в драке в салуне Графтона. Это побуждает Руфа искать помощи у наемного стрелка Джека Уилсона. Уилсон убивает "Каменную Стену" Торри, одного из поселенцев, и Джо собирается выступить против Уилсона, но вмешивается Шейн. В салуне Графтона Шейн сталкивается с Уилсоном, Руфом и Морганом, и убивает их, отделываясь ранением. Как ни умоляет Джои: «Вернись, Шейн! », Шейн уезжает в горы, покидая долину насилия.
Все основные сюжетные ходы присутствуют в книге Шефера, хотя в фильме они несколько изменены. В книге одетый в черное стрелок Шейн прибывает на ферму Джо, его жены Мэриан и их сына Роберта Макферсона Старретт, которого все называют Боб, и который ведет повествование от своего лица. Уилсона зовут Старк Уилсон, а Райкера - Флетчер. Все, что Мэриан делает в книге, это печет печенье и оладьи, а в фильме её роль расширена. В книге Торри рассказывает историю поселенца Эрни Райта, которого Уилсон застрелил в салуне Графтона; в фильме Торри убивают улице на глазах фермера “Шведа” Шипстеда. В обоих случаях Уилсон раззадоривает своего оппонента нападками: с расовым душком (он обвиняет Райта в том, что он полукровка) или с идеологическим уклоном (янки Уилсон высмеивает симпатии Торри к Конфедерации).
Книга наводит тени на личность Шейна - юный Боб отмечает: «Его прошлое было огорожено так же плотно, как пастбище», а меховщик в салуне Графтона называет его: « Один из тех медленно горящих запалов ». «Даже его имя оставалось загадочным, - повествует Боб. - Просто
Шейн. Ничего больше. Мы никогда не знали, было ли это его личное имя или фамилия, или имя, которое употреблялось в его семье». В последней главе есть предположения насчет личности Шейна: спустя много лет после отъезда Шейна появились слухи, что он был стрелком и игроком из Арканзаса и Техаса по имени Шеннон.
Первоначальный актерский состав состоял из Уильяма Холдена (Джо), Кэтрин Хепберн (Мэриан) и Монтгомери Клифта (Шейн). Клифт только что снялся в фильме Стивенса «Место под солнцем». Вместо них, в конце концов, выбрали трех контрактных актеров студии Paramount: соответственно Ван Хефлина, Джин Артур и Алана Лэдда. Paramount не была уверена в выборе Лэдда, которого считали звездой боевиков, снятых в жанре вестерна или нуара. Его фильмы никогда не собирали более 2,6 миллиона долларов, и продюсеры беспокоились, что они установят низкий потолок сборов для своего фильма, если его станут считать фильмом Лэдда. Но Лэдд привнес двойственность в главную роль, добавив темную сторону образа в стиле пин-ап, заимствованную из нуаров. Его предыдущие вестерны включали фильм «Особенный» (1951) и динамичный боевик «Тихоня Смит» (1948). Бывший бродвейский актер Хефлин уютно устроился в рабочих ботинках Старретта; теперь даже невозможно представить кого-либо другого в роли решительного фермера. Киноактрисе из двадцатых, Джин Артур было 47, когда она сыграла Мэриан Старретт, хотя на экране она выглядит намного моложе; “Шейн” оказался ее последним фильмом. Ранее она играла Катастрофу Джейн в фильме «Человек равнин» (1936). Брэндону Де Уайльду было девять, когда он исполнил роль Джоуи; он играл на сцене в «Участнике свадьбы», когда его пригласили на эту роль.
Джек Пэлэнс, в титрах указанный как Уолтер Джек Пэланс (его настоящая фамилия была Паланюк), получил роль Джека Уилсона, змееподобного, наемного убийцы из Шайенна. Он никогда не ездил верхом, не держал в руках пистолет, а выучился и тому, и другому только на съемочной площадке. Для сцены, где Уилсон медленно садится на лошадь, Стивенс использовал отснятый материал, где Паланс спешивается, пустив его в обратном порядке, чтобы добиться нужного эффекта. С момента разрыва с Джоном Фордом Бен Джонсон сыграл ведущую роль в вестерне “Форт Непокорный” (1951). Создав образ задиры Криса Кэллоуэя в «Шейне», он предпочел в 1953 году вернуться в родео. Лишь через два года он опять обратился к актерскому мастерству. Земледельцев сыграли опытные характерные актеры Эдгар Бьюкенен (роль Фреда Льюиса), Элиша Кук-младший ( «Каменная Стена» Торри, гордый конфедерат из Алабамы),
каскадер Рэй Спайкер (Лью Джексон), Дуглас Спенсер (“Швед” Аксель Шипстед), Леонард Стронг (Эрни Райт), Мартин Мейсон (Эд Хауэллс) и Говард Негли (играющий на губной гармошке янки Пит Поттс). Злыми, усатыми братьями Райкер, Руфом и Морганом, стали кинозлодеи Эмиль Мейер и Джон Диркс. Каскадер Рассел Сондерс дублировал Лэдда в трюковых сценах. Генри Уиллс, который являлся координатором трюков (он также снялся как приспешник Райкеров), затем работал над “Великолепной семеркой” и “Одноглазыми валетами”.
Шейн снимался в захватывающей дух обстановке вестерн городка Джексон Хоул, штат Вайоминг. Пейзаж с широкой равниной и впечатляющим фоном горных хребтов национального парка Гранд-Тетон и раньше использовался в вестернах, особенно у Форда в “Трёх негодяях” и Рауля Уолша в “Большой тропе” (1930), но Стивенс добавил новое измерение. Он использовал телеобъектив, чтобы сфокусироваться на заснеженных Тетонах, обрамлённых облаками (напоминающими логотип студии Paramount). Мрачное поселение из лачуг и палаток, сбившихся вокруг универмага и салуна Графтона, было возведено на пустыре Антилопы, на свободной стороне грязной улицы, так характерной для вестерн городков. Кладбищенский холм возвышался над городом. Бревенчатая усадьба Старретта и другие фермы (Райта и Льюиса) были построены по соседству. Танец поселенцев, празднующих Четвертое июля, снимали в павильоне на студии Paramount - и, к сожалению, это заметно. Некоторые экстерьеры ранчо Старреттов снимались также в помещении, а интерьеры в специальных декорациях дома Старреттов, салуна и универмага Графтона. Съемки начались в июле и завершились в октябре 1951 года. После окончания съемок универмаг Графтона и другие здания (отель и кузница) были перевезены в ярморочный музей Рокфеллера как экспонаты. Городская декорация и хижина снова появились на экране в “Уилле Пенни” (1968).
Лэдд был ростом всего пять футов шесть дюймов, и “Шейн” отличается изобретательностью, с которой это скрывается на протяжении всего фильма. Лэдд снимался верхом лошади или стоя на ступеньках, чтобы выглядеть выше, или сидел, в то время как все остальные стояли, и поэтому его рост никак нельзя сравнить с ростом остальных актёров. Однако в паре кадров видно, что он ненамного выше Джоуи.
Как и в романе Шефера, в фильме повествование ведется от лица ребенка. Это стратегическое решение Стивенса - показать героя, идеализированного человека, глазами маленького Джоуи, который перед ним преклоняется. Джои изображает, как стреляет в оленя, когда появляется Шейн, и перестрелки его интересуют гораздо больше, чем в сельское хозяйство, он задает отцу неловкие вопросы о прошлом Шейна. Когда Шейн уходит от конфронтации с Крисом Кэллоуэем в салуне Графтона, Джоуи разочарован. Но позже, увидев Шейна и Джо в драке против людей Райкеров, решает: «Я люблю Шейна» - возможно, даже больше, чем собственного отца. «Не слишком люби Шейна, - говорит Мэриан своему сыну, - он исчезнет в один день», хотя и сама Мэриан тянется к незнакомцу.
В отличие от персонажа в черном из книги, Шейн носит романтизированный ковбойский костюм из оленьих шкур и белую шляпу в сочетании с оружейным ремнем для его Кольта .45. На Диком Западе Стивенса чёрное носит Уилсон. Первоначально Старретты ошибочно принимают Шейна за одного из наёмников Райкеров. Когда он приезжает на ферму, маленький Джоуи взводит курок и Шейн нервно оборачивается, вытаскивая револьвер. Он говорит: «Ты заставил меня напрячься, сынок», - говорит он мальчику. «Уверен, ты умеешь стрелять», - говорит Джои. «Немного», - отвечает Шейн. Даже Райкер признает талант Шейна: «Тебе не лопатой махать». Неприметный Лэдд выглядит угрожающе, подобно тому, как выглядел в своей предыдущей вестерн роли железнодорожного агента Люка «Тихони» Смита. Как и в книге Шефера, «Зовите меня Шейн» - всё, что он говорит о себе. У Шейна темное прошлое - он явно носит обручальное кольцо и в нескольких сценах земледельцы отмечают, что Шейн, кажется, много знает о таких людях, как Уилсон. В конце, когда Шейн готов ехать дальше, он говорит Джоуи: «Человек должен быть таким, какой он есть, Джоуи. Ты не сможешь преодолеть шаблон. Я пытался, но у меня ничего не вышло».
Поселенцы борются за свою общину, свои семьи и свое будущее - как говорит Джо: «За все, что будет». Приспешники Райкера оказывают давление на "землероек", стреляют их скот, вытаптывают посевы и запугивают угрозами, но всё бесполезно. В конце концов, Райкер должен послать за Уилсоном, рассуждая: «Я закончил дурачиться ... воздух наполнится дымом от выстрелов». Даже после прибытия наемного стрелка и поджога дома Льюиса во время похорон Торри, земледельцы объединяются и восстанавливают разрушенное. Сначала Джо говорит Шейну: «Я не хочу, чтобы мои проблемы стали вашими”. Поселенцы не бандиты. Когда они покупают порох у Графтона, то только для фейерверка в День Независимости. Скотоводы ненавидели таких «гнездовых» и "землероеек", причем эти конфликты иногда перерастали в открытые боевые действия, такие как война округа Джонсон в Вайоминге (антураж «Небесных ворот» [1980]). В “Шейне” лопаты земледельцев используются как для рытья могил, так и для обработки сельскохозяйственных культур.
Стивенс хотел, чтобы реалистичное насилие, демонстрируемое в фильме, заставило людей отказаться от оружия, но это не срабатывает в отношении Джоуи, который не может устоять перед соблазном познать искусство стрелка. Шейн в конце концов демонстрирует своё мастерство владения никелированным Colt .45 с накладками цвета слоновой кости в загоне Старретта. Шейн рассказывает Джоуи, что некоторые бойцы используют наплечные кобуры, некоторые засовывают оружие за пояс или берут с собой два револьвера - «Но всё, что нужно, просто уметь стрелять из него''. Шейн вытаскивает револьвер и стреляет без перерыва, поднимая бурю свинца и пыли, пронзая цель пулями. «Бог всемогущий! - насвистывает Джои сквозь зубы. - Очень хорошо». Мэриан уводит Джоуи от Шейна: «Оружие не станет жизнью моего мальчика».”Это инструмент, Мэриан”, - отвечает Шейн, - “Не лучше и не хуже любого другого инструмента - револьвер так же хорош или плох, как тот, кто его использует ». Мэриан не переубедить:« Нам всем было бы лучше, если бы в этой долине не осталось ни одного револьвера ... в том числе и вашего.”
Схватки, когда они происходят, поражают своей жестокостью. В декорациях выдуманного фронтира “Шейна” обстановка предвосхищает «грязь и тряпки» Запада, пришедшие на экран десятилетие спустя. Приспешник Райкера Крис пытается спровоцировать Шейна, жалуясь на
запах свиней, когда незнакомец заходит в салун Графтона, чтобы купить бутылку содовой для Джоуи. «Ну, и какую будешь?» - усмехается Крис, «Лимонную, клубничную или сиреневую, землеройка? '' `` Ты говоришь со мной? '' - интересуется Шейн. `` Я не вижу никого другого. ' Крис выплёскивает стакан виски на новенькую одежду Шейна, купленную в магазине. («Крис только что надушил землеройку», - смеется Морган). Но Шейн избегает конфронтации. Позже Шейн возвращается в салун, чтобы забрать залог за Джоуи. Банда Райкеров обзывает его «содовым». На этот раз Шейн провоцирует Криса, плеснув ему в лицо виски, и в продолжительной кулачной драке пускает ему носом кровь, а потом бьет его, пока тот не теряет сознание. Когда банда Райкера бросается на Шейна, Джо присоединяется к потасовке, размахивая рукоятью кирки, и начинает избивать своих противников в жестоком побоище. Бой Криса и Шейна тщательно репетировался Джонсоном и Лэддом, чтобы Стивенс мог использовать как можно больше крупных планов, а на дальних планах Лэдда и Хефлина дублировали каскадеры. Удары руками поставлены и отредактированы так, чтобы произвести максимальное впечатление. В заключительной драке Шейн не дает Джо попасть в ловушку Райкеров. Это происходит в ночь у ранчо Старретта, под ржание лошадей, мычание скота и лай собак, доводящий Мэриан до истерии. Шейн может выиграть, только нарушив кодекс: он оглушает Джо по голове револьвером. Джоуи возмущается и кричит: «Ты ударил его револьвером - я тебя ненавижу!».
Слабость антагонизма между Шейном и Уилсоном, двумя профессиональными стрелками, обеспечивает мощный финал “Шейна”. До этого мы видим работу Уилсона в сцене, когда «Каменная Стена» Торри и Шипстед посещают кузнеца. Настроение меняется вместе с облаками, которые пролетая над головами, изменяют освещение с яркого солнечного света на пасмурный мрак, угрожающий вид которого усиливается раскатистым громом. Торри идёт по грязной улице к салуну. Уилсон, стоя на тротуаре, подначивает его: «Мне сказали, что тебя зовут Каменная Стена. Думаю, много уродов назвали в честь того грязного южанина, старого Джексона Каменная Стена''. `А в честь кого назвали тебя, ты то знаешь? '' - отвечает Торри. Уилсон надевает черную перчатку на руку и добавляет: «Я утверждаю, что Джексон Каменная Стена сам был уродом. Он, Ли и все остальные ребята… ты тоже». «Ты низкий янки», - возражает Торри. «Докажи это», - шепчет Уилсон, и Торри первым тянется за револьвером. Однако Уилсон убивает его, и тело падает в грязь.
Руф Райкер говорит о Старретте: «Я убью его, если понадобится», на что Уилсон отвечает: «Это означает, что я убью его, если вам понадобится», и они решают устранить земледельца. 'Скажи ему, я готов к переговорам человек, скажи ему, что я побежден, скажи ему что угодно - но ради Юпитера, приведи его сюда,” - говорит Руф. Шейн чувствует ловушку и отправляется вместо Джо; Джоуи, желая извиниться за то, что сказал, что ненавидит Шейна, следует за ним. В пустом салуне Уилсон сидит за столом, Руф ждет в углу, а Морган прячется наверху на лестничной площадке (в книге Шефера салун переполнен посетителями). Шейн входит и склоняется к стойке бара, пока Джоуи наблюдает из-под дверей салуна. «Ты жил слишком долго»,- говорит Шейн Руфу: «Твои дни закончились». «Мои дни?» - выпаливает Руф. “Как насчёт твоих, стрелок?” “Разница в том, что про свои я всё знаю.” Уилсон говорит, что у них война не с Шейном. «Итак, ты - Джек Уилсон». «Что это значит для тебя, Шейн?» «Я слышал о тебе”- отвечает Шейн. «Что ты слышал, Шейн?» «Я слышал, что ты - низкий янки брехун ''. Уилсон буравит его взглядом: ``Докажи это ''. Шквалом выстрелов Шейн сбивает Уилсона и Руфа с ног. Когда Шейн поворачивается, чтобы уйти, Джоуи предупреждающе кричит - Морган попадает Шейну в плечо, но затем Шейн убивает Моргана, который падает с балкона. Шейн говорит, что Джоуи должен передать Мэриан: «В долине больше нет оружия». Джоуи, плача оттого, что Шейн больше не вернется на ранчо, кричит ему вслед. Голос эхом отражается от заснеженных вершин Тетонов. “У папы есть работа для тебя, а мама хочет, чтобы ты жил у нас! Шейн, вернись!» Но удаляющаяся фигура едет дальше. «Туда или в другое место… туда, где я никогда не бывал».
Захватывающую заглавную музыкальную тему Шейна "Зов дальних холмов" сочинили Виктор Янг и Мак Дэвид. «Пень» - это триумфальная композиция, переходящая в крещендо, по мере того как Шейн и Джо всё сильнее стараются выкорчевать пень на участке Старрета: «Иногда ничего не помогает, кроме собственного пота и мышц», - говорит Джо об их титанических усилиях. Та же музыка используется в сцене массовой драки в салуне Графтона – это еще одна сцена, где только пот и мышцы могут помочь. “Кладбищенский холм» сопровождает сцену похорон Торри; тема "Дикси" и наигрыш на губной гармонике вплетены в её партитуру. На похоронах собака Торри ласкается о гроб своего хозяина, делая этот простой трогательный момент чрезвычайно эффектным. Стивенс также использует гимн «Пребывай со мной» (в сцене танцев в День Независимости, а затем на похоронах) и песню “Я еду на кляче, я покидаю Шайен”, в то время как приезжает Уилсон.
Стивенс потратил 16 месяцев на пост-продакшн. Он отснял километры плёнки. Например, сцена, где Шейн показывает Джои, как стрелять, снималась два дня. Стивенс 45 раз переставлял камеру и сделал 119 дублей. В кулачных боях и перестрелках, Стивенс искусно использовал звук, смешивая эффекты для максимального эффекта. Были записаны выстрелы из револьверов по мусорным бакам, к ним добавили ноющие рикошеты. Сочно хрустящие, громкие кулачные бои усилили звуками ломающейся мебели и бьющегося стекла. Когда Стивенс монтировал фильм, он вырезал выдуманный роман между Крисом Кэллоуэем и одной из дочерей Льюиса. В книге Шефера Крис в итоге оказывается на ферме Старретта, заменяя Шейна. Он приходит на работу с содовой для маленького Боба. “Шейн” серьёзно превысил бюджет, и Paramount попыталась продать его Ховарду Хьюзу из RKO по себестоимости, но сделка сорвалась. Вместо этого Paramount пришла в голову другая идея. В начале пятидесятых все сходили с ума по технологии CinemaScope, и менеджеры кинотеатров желали проецировать любой фильм, независимо от исходного соотношения сторон, в широкоэкранном формате. В результате проекторы обрезали кадры, невнимательно относясь к изображению, отсекая ноги, шляпы, головы и пейзажи лишь бы обеспечить широкоформатный релиз. Paramount решила, что “Шейн” будет адаптирован под новый формат. Его выпустили в широкоэкранном соотношении сторон кадра 1,66: 1, а не 1,37: 1.
Зарегистрированный в 1952 году, “Шейн”, наконец, попал в американские кинотеатры в апреле 1953 года. Рекламные постеры гласили: «Никогда не было такого человека, как Шейн… Никогда не было такой киноленты, как “Шейн”». Трейлер, в котором есть альтернативные кадры Шейна, едущего по долине, и его меткая стрельба в загоне, объявлял, что фильм Стивенса «расширяет рамки экрана … величием его трогательной человеческой драмы… Шейн, который привлек женщину своей незримой силой ... который очаровал мальчика блеском своего револьвера». Newsweek назвал фильм «классикой в своем жанре». Босли Кроутер в его апрельском ревью, опубликованном в New York Times, ссылался на широкоэкранный формат, который «улучшает
живописную панораму» и хвалил фильм, отмечая, что у него «качество прекрасного альбома с изображениями фронтира ». Кроутер особо упомянул Де Уайлда «с его ярким лицом, чистым голосом и решительными мальчишескими манерами, заслуживающими сочувствие аудитории». Variety предсказал этому вестерну большие кассовые сборы, потому что он выглядит “классно и массово». Фильм был номинирован как Лучшая Картина, Лучшая мужская роль второго плана (Паланс и Де Уайлд), Лучшая режиссерская работа, Лучший сценарий, но ни одного приза не взял. Несмотря на то, что его возможности были ограничены Тетонами, Лоял Григгс неожиданно получил «Оскар» за лучшую операторскую работу. В Великобритании Шейн получил сертификат U в мае 1960 года. Лэдд и Хефлин исполнили свои роли в трехсерийной 48-минутной радиопостановке Hollywood Playhouse, записанной вживую перед аудиторией слушателей. Она вышла в эфир 22 февраля 1955 года с Рут Хасси в роли Мэриан и Питером Вотрианом в роли Джоуи.
«Сильные кассовые возможности» Шейна материализовались, и он собрал 9 миллионов долларов в США при первом релизе. Но это был не самый успешный вестерн 1953 года. Им не стали ни “Обнажённая шпора” (The Naked Spur), ни “Хондо”(Hondo). Хитом года стал “Атака на Перьевой реке”(The Charge at Feather River), чья популярность была обеспечена съемками в 3D. Фильм Стивенса оказался последней улыбкой жанра и в итоге стал самым финансово успешным вестерном пятидесятых, собрав 20 миллионов долларов. В Италии он вышел как Il Cavaliere della Valle Solitaira («Всадник одинокой долины»), в Германии - Mein Großer Freund Shane (« Мой крутой приятель Шейн »), а в Испании под философским названием Raíces Profundas («Глубокие корни»).
“Шейн” оказался очень влиятельным фильмом, породив десятки вестернов про одиночек незнакомцев, которые должны ехать дальше. Загадочный экранный образ Клинта Иствуда был определен персонажем Лэдда, пройдя развитие от “Пригоршни долларов” (A Fistful of Dollars) через “Всадника высоких равнин” (High Plains Drifter) и “Бледного всадника”(Pale Rider) до “Непрощенного” (Unforgiven). Сверхъестественный “Бледный всадник” - фактически римейк “Шейна» с Иствудом. В нём призрачный герой «Проповедник» помогает горнякам бороться с наемными стрелками. New York Post отмечала, что кинолента «настолько обязана “Шейну”, что фильм, сцена за сценой, становится почти пародией ». Клифф Робертсон появился в четырех эпизодах телесериала о Бэтмене в роли вестерн-злодея по имени Шейм (в пер. с англ. “позор”) (первый эпизод назывался «Вернись, Шейм!»). В 1966 году, после выхода книги Стивенса “Величайшая история из когда-либо рассказанных” (1965), “Шейн” был перевыпущен Paramount с липким слоганом: «Величайшая история Запада, когда-либо снятая на плёнку!» В том же году вышел сериал, также названный “Шейном”, он продлился один сезон в 17 серий. В главной роли снялся Дэвид Карадайн (позже звезда “Кунг Фу”), остальных ведущих персонажей сыграли Джилл Айрленд (Мэриан), Берт Фрид (Райкер) и Крис Ши (Джоуи).
После того, как он снялся в роли Уилсона, молниеносного стрелка с двумя револьверами, Пэлэнс стал одним из величайших кинозлодеев в вестернах, и дошёл до самопародий в таких фильмах, как “Компаньоны” (Compañeros, 1970) и “Большой и Плохой” (The Big and The Bad, 1971). Актёры второго плана из “Шейна” - Джонсон, Кук и Диркес - все впоследствии появились в знаменитом фильме Марлона Брандо “Одноглазые валеты”. В 1953 году у Де Уайлда появился собственный сериал “Джейми”, но его кинокарьера была недолгой. Он погиб в автокатастрофе в возрасте 30 лет. Лэдд воспользовался популярностью вестернов, в которых снялся, и на протяжении пятидесятых постоянно появлялся в жанре с рутинными опусами такими, как “Красная гора” (1952), “Железная госпожа” (1952 - как Джим Боуи), “Большая земля” (1957) и более качественным фильмом Делмера Дейвса «Бэдлендеры» (1958). Воплощение нереальных героев вестернов, Лэдд никогда более не смог создать образ, который можно сравнить с его культовым исполнением Шейна. Он умер в 1964 году в возрасте 50 лет от передозировки седативных средств и алкоголя. После него осталась одна роль, один момент в кино, который будет жить вечно. Шейн-одиночка: стрелок, которому нечего доказывать, который не может избежать своего прошлого или зова далеких гор.
Из книги ГОВАРД ХЬЮЗ "ДИЛИЖАНС В ТУМБСТОУН" Справочник кинолюба по лучшим вестернам Пер. с англ. Свен Железнов
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Если хотите продолжение как можно скорее - ставьте лайки!
Предыдущие главы: