Найти тему

Нотариальное заверение электронных документов

Оглавление

С 01.07.2014 года в соответствии с «Основами законодательства РФ о нотариате» нотариусы могут совершать нотариальные действия по удостоверению равнозначности электронного документа бумажному и наоборот. Благодаря этому любой гражданин может оформить различные документы не только на бумаге, но и в электронном виде, а затем передать их своим получателям в кратчайшие сроки.

В каких случаях необходимо нотариальное заверение электронных документов

  • Для предоставления документов в различные государственные онлайн-сервисы. 
  • Для быстрой передачи документов в другой город, когда времени на пересылку бумажных оригиналов нет. 
  • Для защиты документов от рисков, связанных с хранением. Электронный документ можно поместить в облачное хранилище, тем самым избавив себя от опасности уничтожения бумаг в ходе какого-либо происшествия.

Какие электронные документы можно заверять у нотариуса?

Закон запрещает нотариусам заверять электронные документы в отношении сделок, составленных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность (например, паспорт, водительское удостоверение и т.п.).

В отношении остальных документов данные нотариальные действия не запрещены. Заверению подлежат: свидетельство о рождении, лицензии, страховые документы, брачный договор, разрешение на выезд ребенка за границу, доверенность на право действовать от лица доверителя и т.д.

Как проходит процедура удостоверения

Порядок совершений нотариальных действий по удостоверению равнозначности документу на бумажном носителе электронному документу выглядит следующим образом:

  • Нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов
  • Затем сканирует документ в соответствии с требованиями к формату электронного документа, установленными Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
  • Подлинность файла нотариус заверяет с помощью квалифицированной электронной подписи в формате отсоединенной подписи.
  • Если формат документа подразумевает подпись заявителя (например, доверенность на совершение действий от лица заявителя), он тоже должен подписать документ своей квалифицированной электронной подписью.
  • Электронный документ и подпись к нему записывается на любой носитель или отправляется на e-mail.

В случае обратного действия по удостоверению равнозначности электронного документа бумажному аналогу:

  • Заявитель предоставляет нотариусу электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью. 
  • Нотариус проверяет действительность электронной подписи 
  • После чего изготавливает бумажный вариант документа и заверяет его своей подписью и удостоверительной надписью. Бумажная копия приобретает ту же юридическую силу, что электронный документ.

Что нужно для создания и проверки электронной подписи? 

Для формирования и проверки электронной подписи потребуется специализированное программное обеспечение. Одно из таких решений - «КриптоАРМ ГОСТ». 

Приложение «КриптоАРМ ГОСТ» обеспечивает возможность создания и проверки электронной подписи в несколько шагов с соблюдением всех требований законодательства.

  • «КриптоАРМ ГОСТ» работает с сертификатами и ключами усиленной квалифицированной электронной подписи и полностью совместим с криптопровайдером СКЗИ КриптоПро CSP.
  • Отличительной особенностью приложения является поддержка операционных систем Linux, входящих в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.  
  • «КриптоАРМ ГОСТ» позволяет бесплатно проверять подписи, выпущенные любым Удостоверяющим центром. 

Требования к рабочему месту нотариуса для подписи и проверки электронных документов