С 01.07.2014 года в соответствии с «Основами законодательства РФ о нотариате» нотариусы могут совершать нотариальные действия по удостоверению равнозначности электронного документа бумажному и наоборот. Благодаря этому любой гражданин может оформить различные документы не только на бумаге, но и в электронном виде, а затем передать их своим получателям в кратчайшие сроки.
В каких случаях необходимо нотариальное заверение электронных документов
- Для предоставления документов в различные государственные онлайн-сервисы.
- Для быстрой передачи документов в другой город, когда времени на пересылку бумажных оригиналов нет.
- Для защиты документов от рисков, связанных с хранением. Электронный документ можно поместить в облачное хранилище, тем самым избавив себя от опасности уничтожения бумаг в ходе какого-либо происшествия.
Какие электронные документы можно заверять у нотариуса?
Закон запрещает нотариусам заверять электронные документы в отношении сделок, составленных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность (например, паспорт, водительское удостоверение и т.п.).
В отношении остальных документов данные нотариальные действия не запрещены. Заверению подлежат: свидетельство о рождении, лицензии, страховые документы, брачный договор, разрешение на выезд ребенка за границу, доверенность на право действовать от лица доверителя и т.д.
Как проходит процедура удостоверения
Порядок совершений нотариальных действий по удостоверению равнозначности документу на бумажном носителе электронному документу выглядит следующим образом:
- Нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия на основании паспорта или других документов
- Затем сканирует документ в соответствии с требованиями к формату электронного документа, установленными Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.
- Подлинность файла нотариус заверяет с помощью квалифицированной электронной подписи в формате отсоединенной подписи.
- Если формат документа подразумевает подпись заявителя (например, доверенность на совершение действий от лица заявителя), он тоже должен подписать документ своей квалифицированной электронной подписью.
- Электронный документ и подпись к нему записывается на любой носитель или отправляется на e-mail.
В случае обратного действия по удостоверению равнозначности электронного документа бумажному аналогу:
- Заявитель предоставляет нотариусу электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью.
- Нотариус проверяет действительность электронной подписи
- После чего изготавливает бумажный вариант документа и заверяет его своей подписью и удостоверительной надписью. Бумажная копия приобретает ту же юридическую силу, что электронный документ.
Что нужно для создания и проверки электронной подписи?
Для формирования и проверки электронной подписи потребуется специализированное программное обеспечение. Одно из таких решений - «КриптоАРМ ГОСТ».
Приложение «КриптоАРМ ГОСТ» обеспечивает возможность создания и проверки электронной подписи в несколько шагов с соблюдением всех требований законодательства.
- «КриптоАРМ ГОСТ» работает с сертификатами и ключами усиленной квалифицированной электронной подписи и полностью совместим с криптопровайдером СКЗИ КриптоПро CSP.
- Отличительной особенностью приложения является поддержка операционных систем Linux, входящих в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
- «КриптоАРМ ГОСТ» позволяет бесплатно проверять подписи, выпущенные любым Удостоверяющим центром.
Требования к рабочему месту нотариуса для подписи и проверки электронных документов
- Приложение для подписи КриптоАРМ ГОСТ
- Криптопровайдер СКЗИ КриптоПро CSP версии 5.0