В сентябре специалисты сервиса на воздушном транспорте отточат навыки в непривычном формате — соревнования WorldSkills Russia впервые пройдут дистанционно. О новых нестандартных решениях в подготовке персонала аэропортов рассказывает независимый эксперт WorldSkills Ольга Семина, один из инициаторов компетенции «Сервис на воздушном транспорте», представленной в российском движении «Молодые профессионалы»
Перестройка на онлайн-режим
Любые ограничения — это повод взглянуть на процесс другими глазами. Вот и реалии 2020 года не стали стопором для развития авиационного сервиса. В регионах отборочные чемпионаты успели провести до марта 2020 года. Национальный чемпионат России должен был пройти в Новокузнецке в июле 2020 года, но его перенесли на сентябрь. Финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) впервые пройдет в гибридном формате, предполагающем симбиоз дистанционных и онлайн-технологий.
Благодаря сложившимся реалиям и растущей роли цифровой экономики, современный мир проходит через стадию всеобщей трансформации. Лежащая в ее основе и разрабатываемая последние годы методология уже получила распространение в России. Финал состоится на региональных площадках аэропортов и колледжей.
Главные эксперты и их заместители будут в режиме реального времени следить за ходом соревнований и контролировать строгое соответствие регламентам. Систему оценки разделят на несколько блоков. Работы конкурсантов будут оцениваться экспертами в домашнем регионе либо удаленно с помощью средств визуального контроля. То, что невозможно оценить дистанционно, направят экспресс-почтой в Центр управления соревнованиями, который будет располагаться в Кузбассе.
Наблюдать за ходом соревнований и деловой программой с помощью интернет-трансляции станет возможно из любой точки мира. Кроме того, будет организована специальная дистанционная программа Try-a-skill («Попробуй себя в профессии») для посетителей на платформе «Билет в будущее». Любой желающий сможет принять участие в виртуальной экскурсии и попробовать свои силы в компетенциях с помощью современных онлайн-активностей — использования игровых симуляторов и интерактивных заданий от наставников.
Торжественная церемония открытия финала пройдет 6 сентября 2020 года. Награждение победителей проведут поэтапно в формате онлайн-марафона по итогам завершения соревнований по каждой из компетенций. В рамках церемонии закрытия будут объявлены результаты медального зачета и отмечены регионы, которые наиболее качественно провели соревнования на своих площадках.
Вся наука за три дня
По авиационной компетенции «Сервис на воздушном транспорте» участники соревнуются по двум направлениям: пассажирское обслуживание и авиационная безопасность. Участие в соревнованиях принимают как действующие молодые (до 25 лет) сотрудники аэропортов, так и учащиеся высших и средних профессиональных образовательных организаций. Конкурс проводится в условиях, оптимально приближенных к работе служб аэровокзального комплекса.
Первый день чемпионата состоит из трех модулей. Это «Практические кейсы по направлениям» (ситуативные задачи, требующие решения в письменном виде с указанием нормативно-правовой документации). Второй модуль «Ручной досмотр» (досмотр багажа на предмет выявлений запрещенных предметов и веществ для провоза на борту ВС). Каждому участнику по направлению «Авиационная безопасность» предоставляется багажное место опаздывающего пассажира с запрещенными предметами и веществами. За небольшой период времени участник должен выявить их и не допустить изъятия разрешенных предметов. Третий модуль «Ручная регистрация» (регистрация пассажиров и багажа и проведение контроля посадки ручным способом). Участникам по направлению «пассажирское обслуживание» необходимо зарегистрировать и посадить полный рейс пассажиров, но в условиях, что все оборудование вышло из строя, и все автоматизированные манипуляции нужно выполнить вручную, без компьютерной техники.
На второй день чемпионата запланирован единый поток пассажиров по обоим направлениям для проведения модуля «Входная группа» (досмотр пассажиров при входе в аэропорт) и модуля «Регистрация пассажиров на рейс» (регистрация пассажиров и багажа с помощью системы регистрации). Пассажиры (волонтеры) получают от экспертов задания, такие как провоз в багаже опасных для авиаперевозки грузов, пронос на теле муляжа гранаты, СВУ. После входной группы пассажиры направляются, как и в жизни, к стойкам регистрации, где играют роли капризных клиентов, пассажиров с детьми, со сверхнормативным и негабаритным багажом и др. Участники-конкурсанты должны корректно оформить пассажиров.
Третий день — это модуль «Предполетный досмотр» (досмотр пассажиров и ручной клади при входе в контролируемую зону аэропорта) и модуль «Посадка пассажиров». Таким образом, участники соревнований за три дня проходят все этапы проверки и обслуживания гостей аэропорта.
Немного истории и взгляд в будущее
Так как компетенция «Сервис на воздушном транспорте» «родилась» в Московской области, то в первом чемпионате принимали участие команды сотрудников аэропортов Домодедово, Шереметьево, студенты колледжей «Московия» и «Царицыно». Это было в 2015 году. На следующий год свою команду подготовил «Аэрофлот».
Если говорить о других регионах, то наиболее активными оказались аэропорты Казань, Баландино (Челябинск), Стригино (Нижний Новгород). А вообще география широкая — от калининградского Храброво до Елизово в Петропавловске-Камчатском.
Во время одного из чемпионатов состоялся круглый стол, посвященный развитию компетенции и решению проблем подготовки кадров в авиационной отрасли. В работе принимали участие представители Росавиации, аэропортов страны, компаний «Базэл Аэро», «Новапорт», «Аэропорты Регионов», авиационных вузов. Интересное направление разговор приобрел в ракурсе последних автоматизированных разработок в области регистрации пассажиров, багажа, прохождения на борт ВС: многие процедуры становятся доступны с помощью гаджетов, роль человека уменьшается, стоит задуматься, какие специальности через 5–10 лет исчезнут, а какие еще будут востребованы.
Каждый чемпионат, что региональный, что и национальный — это возможность встретиться экспертам-сотрудникам аэропортов, преподавателям колледжей и обсудить требования к знаниям и навыкам к сотрудникам сервисного персонала. Преподавателям очень важно понимать и осознавать, что их выпускники придут на производство подготовленными и будут востребованы. Между ними часто возникают споры, в которых рождается истина.
Именно в процессе соревнований руководители могут увидеть своих сотрудников в деле и сравнить их с командами других аэропортов, отметить как сильные стороны, так и слабые. И тут же на месте обсудить ошибки, дать рекомендации по обучению и подготовке персонала. В сравнении — это всегда очень наглядно.
Текст: Ольга Семина, независимый эксперт WorldSkills
Фото: WorldSkills Russia
Читайте также:
- Ректоры ведущих авиационных ВУЗов о влиянии пандемии COVID-19 на подготовку будущих профи отрасли
- Ольга Семина: «Сервис на воздушном транспорте» – это звучит гордо!
- «Авиатор» расширяет авиационные компетенции WorldSkills