Трагедия, произошедшая с пароходом «Буревестник» в совсем не бурных водах Петербургского морского канала, привела к необычно большому количеству жертв. В этом деле сошлось все — удивительная халатность, трагическое стечение обстоятельств и ошибки экипажа.
Ленинград — Кронштадт
В питерском городском фольклоре об этой трагедии сложена песня «В узком заливе морского канала». Со свойственным народному творчеству надрывом в песне говорится о «зловещем месте», где в 1926 году затонул мирный пароход «Буревестник». Хотя на самом деле место было не особенно зловещее — Петербургский морской канал, который был нужен для того, чтобы большие суда могли входить в Морской порт Санкт-Петербурга.
Канал прорыли от устья Большой Невы до острова Котлин, в длину он имел всего около 30 км, а глубина его не превышала 7 метров. Товарно-пассажирский пароход «Буревестник» на протяжении всей своей почти 30-летней истории совершал только один рейс: Петербург (Петроград/Ленинград) — Кронштадт.
Гибель парохода
29 августа 1926 года около 22 часов пароход по расписанию отошел от пристани. На борту было около 400 пассажиров и 11 членов экипажа.
Капитаном судна был Альвар Пийспанен, но в тот день он на борту «Буревестника» отсутствовал по совершенно не уважительной причине: как установили на суде, с разрешения одного из руководителей порта он… отправился выпивать. Руководил рейсом его помощник Петр Храбунов, зачисленный в экипаж только в конце июня.
Несмотря на то, что рейс был, казалось бы, несложный, Храбунов совершил несколько ошибок. Главная из которых — он принял на себя командование судном, хотя не знал хорошо фарватер и не мог гарантировать успешное прохождение по каналу в ночное время.
Опасный маршрут
Видимость на канале была не очень хорошая — помимо темноты, мешал и туман. Поэтому ни Храбунов, ни рулевой матрос Шилин не заметили немецкий пароход «Грета». Храбунов, не знакомый, кстати, с правилами расхождения морских судов, приказал выполнить маневр — руль заложили резко налево. «Буревестник» и «Грета» разошлись, но российский пароход при этом не выполнил обратный маневр. Пароход врезался в строившийся Хлебный мол, который не был освещен.
Судно врезалось в мол… кормой. Как было установлено в суде, это произошло потому, что «Буревестник» изначально шел кормой, то есть «задом наперед». Рулевой, поняв, что столкновения не избежать, убежал из рубки, покинул свой пост.
Напрасные жертвы
Экипаж, и в первую очередь Храбунов, продолжали совершать ошибки. Первая — старпом дал команду «задний ход». После того, как судно отошло от стенки мола, в пробоину хлынула вода. В 50−60 метрах от места катастрофы была мель, но Храбунов не пытался посадить на нее корабль — плохо знал фарватер — и отвел судно на самое глубокое место. В течение 15 минут «Буревестник» затонул.
Спасательными средствами моряки воспользоваться не успели. Спасать тонущих направились шлюпки с той самой «Греты», которая чуть не столкнулась с «Буревестником». Они смогли подобрать в воде более 100 человек. Всего утонули порядка 60 пассажиров.
Суд постановил…
На суде по делу «Буревестника» Храбунову было предъявлено сразу несколько обвинений. Первое — что он принял на себя командование, хотя не должен был этого делать. Также он обвинялся в том, что не вел необходимое наблюдение за горизонтом и пропустил немецкий корабль, потом врезался в мол, а также в том, что не принял никаких мер к спасению людей.
В итоге к суду были привлечены не только капитан и его помощник, но и члены экипажа, а также руководители пароходства. Огни, которые должны были освещать мол, не горели, потому что был перебит кабель. В итоге суд приговорил Пийспанена и Храбунова к 4 годам заключения каждого, другие фигуранты получили меньшие сроки.