Найти тему

Неизвестные опасности в профессии юриста-судебника

Оглавление
Что может быть опасного в "перебирании бумажек"?
Что может быть опасного в "перебирании бумажек"?

Речь в статье пойдёт не о киношных страстях про "кристально честных" адвокатов, которые чуть ли не в одиночку противостоят криминалу, коррумпированной судебной системе, прокурорам и другим нечистым на руку стряпчим от адвокатуры. Нет. В реальной жизни и опасности реальные.

1. Подорванное здоровье.

Мало того, что сидячая работа за компьютером не способствует налчию у человека правильной осанки, хорошего зрения и отсутствию лишнего веса, так ещё и вдобавок к этому юрист находится в состоянии перманентного стресса, поскольку в суде не дают второго шанса, вынесенное решение суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке, но нельзя заново подать такой же иск, чтобы отсудиться без ошибок, которые, возможно, были допущены. Апелляция в кои то веки может исправить ошибки суда, но не представителя стороны в процессе, т.е. если вы что-то не сделали или сделали не так, как нужно - исправить это уже нельзя! Отсюда нудность и въедливость юристов, внимание к мелочам, дотошность в изучении даже простых документов, но даже это не может полностью избавить от переживаний за исход дела добросовестного юриста. Дело даже не в том, что защита интересов клиента рассматривается как личное дело, а в том, что проигранное дело помноженное на недовольство клиента ведет к уменьшению клиентской базы и размеру заработка.

А если рассматривать работу юриста в судах Москвы (и не важно, общей юрисдицкии или в арбитраже), то к стрессу можно добавить все болезни, связанные с пищеварительной системой, поскольку ожидание в коридорах судов может растянуться на несколько часов, во время которых невозможно отлучиться для того, чтобы пообедать, например. Мой личный рекорд был установлен 2018 году, я вышел из Арбитражного суда города Москвы в 22:45 и...я был не последним. О, сколько разных историй можно услышать, когда на площади в несколько квадратных метров томятся в ожидании пара десятков юристов!

2. Злоупотребление спиртным.

"Юристы и выпивка похожи на вампиров и кровь" (с) Джон Гришэм, "Фирма". Да, полученный стресс нередко запивают порцией алкоголя, причём делают это очень многие, хоть и не в самых больших дозах. Подавляющее большинство юристов-судебников - это склонные к аналитической работе интроверты, которые вынуждены день за днём принимать участие в публичных выступлениях, контактировать с кучей людей и разъяснять сложные юридические понятия людям, далёким от юриспруденции, но так "чтобы было понятно, без этой вашей юридической чуши". Отсюда и может показаться, что 100 -150 мл хорошего виски - это всего лишь вид лекарства.

К тому же некоторые категории дел вообще не располагают к позитивному образу мыслей, поскольку делить детей между разводящимися родителями - дело непростое не только в правовом, но и в эмоциональном плане. Будучи юристом по семейным делам, вы должны (как всем кажется) быть и чем-то вроде психолога, который поддержит и успокоит, но...в отличие от психолога, вас этому не учил никто. Такое часто тоже слегка нивелируют выпивкой.

3. Эмоциональное и профессиональное выгорание.

Следствием первых двух пунктов может явится эмоционалльное выгорание и разочарование в профессии. Оноре де Бальзак в своей повести "Полковник Шабер" писал: "Знаете, любезный друг, - продолжал Дервиль после небольшой паузы, - представители трех профессий в нашем обществе - священник, врач и юрист - не могут уважать людей. Недаром они ходят в черном, - это траур по всем добродетелям и по всем иллюзиям. И самый несчастный из них троих - это поверенный. Когда человек обращается к священнику, им движет раскаяние, угрызения совести, вера, - и это облагораживает, возвеличивает его и утешает духовного наставника, обязанности коего даже не лишены известной отрады: он отпускает грехи, он направляет, умиротворяет. Но мы... Мы, поверенные, видим все одни и те же низкие чувства, ничем не смягчаемые; наши конторы - сточные канавы, очистить которые не под силу человеку. Чего я только не нагляделся, выполняя свои обязанности!"

Эти строки как нельзя лучше характеризуют профессию юриста в эмоциональном плане. Предвосхищая возможные комментарии о шахтёрах, которые копают уголь, могу сказать только, что тяжёлая жизнь одних редко не всегда делает легче чуть менее тяжёлую жизнь других. И более того, несмотря на все явные и тайные опасности, люди продолжают поступать на юридические факультеты и практиковать право не только потому, что желают научиться пользовать специальной лопатой для загребания денег.