Самый большой пассажирский самолет сегодня – Airbus A380. Но грузовой версии этой модели нет. Такой вариант планировался и даже были приняты заказы, но он так и не увидел неба. Почему?
О планах построить самолет огромной вместимости Airbus объявил на авиасалоне в Фарнборо в 1990 году. Новое судно должно было стать лучше Boeing 747 за счет снижения на 15 процентов эксплуатационных расходов.
Сначала проект получил название A3XX. После сравнения нескольких вариантов (в том числе на основе сдвоенного фюзеляжа А340) остановились на двухпалубном самолете, получившем название А380.
В разработке сразу были и пассажирская А380 и грузовая А380F версии. Грузовой вариант предполагал использование тех же основных элементов, что в пассажирском – фюзеляж, крылья, двигатели. Грузоподъемность планировалась в 150 тонн, а дальность полета -10,5 тыс. км.
Эти характеристики делали А380F самым большим самолетом, за исключением уникального Антонова Ан-225. Новый В747-8F, для сравнение, поднимал в воздух 138 тонн груза с дальностью полета около 8 тыс. км.
После запуска проекта начали поступать заказы. В 2001 году их было двадцать семь: FedEx Express 10, Emirates – 2, ILFC – 5, UPS – 10.
К сожалению, ни один заказ не был исполнен. Airbus не успевал с поставками пассажирских A380 и изготовление грузовой версии все время откладывалось. В итоге все перевозчики отменили свои заказы, а некоторые переоборудовали свои пассажирские А380.
До 2013 года Airbus продолжал предлагать свой A380F как часть модельного ряда, но желающих больше не было.
Отмена производства новой модели не улучшила положение Airbus на рынке. Boeing уже долгое время был лучшим в этой области. Airbus конечно имел определенный успех с грузовым А340 и А380 дал бы ему шанс еще более укрепиться на рынке. Возможно Airbus отыграет свое на A350?
Другие потенциальные проблемы с A380F тоже были.
Самолет предполагал большую грузоподъемность, однако его бОльшая масса привела бы к бОльшим эксплуатационным расходам. В самолете было слишком много места, чтобы его можно было занять, не достигнув максимума.
Кроме того, были вопросы с загрузкой. У A380F не поднимался нос, как у В747 и это вело к более сложной и медленной загрузке.
Кризис в авиации в этом году многое изменил в отрасли. В частности, мы наблюдаем, как многие пассажирские А380 стали использоваться для перевозки грузов. Hi Fly сделал это в июле 2020. Были убраны все кресла в экономическом классе.
А малазийская Malaysian Airlines получила разрешение доставлять грузы, но без переоборудования, и поэтому содержимое самолета размещается на сиденьях и в багажных отсеках.
Источник: Simple Flying
Перевод: АвиаОбоз