Найти тему
Жизнь VS Кино

Кино о кино: "Американская ночь" Ф. Трюффо

Оглавление

Часто создание фильма связано с настолько яркими и драматичными событиями, что многие режиссеры создают отдельный фильм об этом. Как правило, эти фильмы содержат размышления о природе творчества и кинематографа, и часто становятся важным кинособытием. "Американская ночь" один из таких - легкий, весёлый, ироничный фильм, признание Ф. Трюффо в бесконечной любви к кино.

Франсуа Трюффо, актеры Жаклин Биссет и Жан-Пьер Лео (постоянный исполнитель главных ролей в фильмах Трюффо) – кадр из фильма "Американская ночь"
Франсуа Трюффо, актеры Жаклин Биссет и Жан-Пьер Лео (постоянный исполнитель главных ролей в фильмах Трюффо) – кадр из фильма "Американская ночь"

Американская ночь/ La Nuit américaine (1973) реж. Франсуа Трюффо

В начале фильма мы видим оживленную городскую улицу - кто-то спешит в метро, кто-то выгуливает собачку, проносятся автомобили, везут ребёнка в коляске и т.д. Но камера отъезжает. И всё это оказывается массовкой и декорацией, киносъёмочной площадкой.

Трюффо с первого кадра даёт понять - никаких секретов не будет. И последовательно разоблачает приёмы, с помощью которых кино "обманывает" доверчивого зрителя. Выдаёт день за ночь (название этого эффекта "американская ночь" стало названием фильма), а кусок фанеры с вырезанным окном, закреплённый на партикабле (высокая подставка или помост для кинокамеры или осветительных приборов) за балкон комнаты героев. Режиссёр откровенно показывает, как снимается сцена автокатастрофы с участием каскадёра, как подменяется актёр дублёром, а искусственный снег превращает лето в зиму.

Франсуа Трюффо и Жан-Пьер Лео  – кадр из фильма "Американская ночь". На ступеньках искусственный снег
Франсуа Трюффо и Жан-Пьер Лео – кадр из фильма "Американская ночь". На ступеньках искусственный снег

Не менее откровенен Трюффо в показе взаимоотношений участников съёмочной группы. Внезапно вспыхнувшие романы, не предусмотренные контрактом беременности, ревнивые супруги, запутавшиеся герои-любовники, "звёздные" капризы, заявления об окончательном уходе из кино, случайные связи, давние обиды... И режиссёр, одержимый кино - его играет сам Трюффо. Если он не снимает кино, то читает книги, написанные другими режиссерами о кино. И даже сны ему сняться исключительно о кино. А самый большой его страх, что очередной его фильм не получится. В "Американской ночи" множество сюжетных линий и персонажей, и все они объединены съёмками этого фильма.

Кадр из фильма "Американская ночь"
Кадр из фильма "Американская ночь"

А вот главный герой "Американской ночи" - само кино. Это фильм признание Трюффо в бесконечной любви и преданности ему, которые начались в восьмилетнем возрасте, привели к просмотром 3-х фильмов ежедневно в юности и последующей работе кинокритиком в "Cahiers du Cinéma", легендарном журнале, авторы которого стали режиссерами и создали целое кинонаправление - "французскую новую волну". Написав множество статей по теории кино, сняв и более двух десятков фильмов, спустя почти 20 лет своей кинокарьеры Трюффо так и не перестал восхищаться удивительной магией кино, возможностями этого "великого иллюзиониста" творить иную реальность, запечатлевать прекрасные, едва уловимые мгновения и дарить им вечную жизнь.

Кадр из фильма "Американская ночь"
Кадр из фильма "Американская ночь"

Авторы придумывающие фильмы, их преданные помощники участвующие в воплощение задуманное, актёры оживляющие на экране образы придуманные авторами - все они согласно Трюффо будут жить вечно, до тех пор, пока мы будем смотреть их фильмы.

А пока жизнь продолжается все эти люди будут жить от фильма к фильму, потому что снимать кино для них – это и есть жить.

Кадр из фильма "Американская ночь"
Кадр из фильма "Американская ночь"

Читайте, как известный английски писатель Грэм Грин пошутил над Трюффо во время съёмок этого фильма

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino