Часто создание фильма связано с настолько яркими и драматичными событиями, что многие режиссеры создают отдельный фильм об этом. Как правило, эти фильмы содержат размышления о природе творчества и кинематографа, и часто становятся важным кинособытием. "Американская ночь" один из таких - легкий, весёлый, ироничный фильм, признание Ф. Трюффо в бесконечной любви к кино.
Американская ночь/ La Nuit américaine (1973) реж. Франсуа Трюффо
В начале фильма мы видим оживленную городскую улицу - кто-то спешит в метро, кто-то выгуливает собачку, проносятся автомобили, везут ребёнка в коляске и т.д. Но камера отъезжает. И всё это оказывается массовкой и декорацией, киносъёмочной площадкой.
Трюффо с первого кадра даёт понять - никаких секретов не будет. И последовательно разоблачает приёмы, с помощью которых кино "обманывает" доверчивого зрителя. Выдаёт день за ночь (название этого эффекта "американская ночь" стало названием фильма), а кусок фанеры с вырезанным окном, закреплённый на партикабле (высокая подставка или помост для кинокамеры или осветительных приборов) за балкон комнаты героев. Режиссёр откровенно показывает, как снимается сцена автокатастрофы с участием каскадёра, как подменяется актёр дублёром, а искусственный снег превращает лето в зиму.
Не менее откровенен Трюффо в показе взаимоотношений участников съёмочной группы. Внезапно вспыхнувшие романы, не предусмотренные контрактом беременности, ревнивые супруги, запутавшиеся герои-любовники, "звёздные" капризы, заявления об окончательном уходе из кино, случайные связи, давние обиды... И режиссёр, одержимый кино - его играет сам Трюффо. Если он не снимает кино, то читает книги, написанные другими режиссерами о кино. И даже сны ему сняться исключительно о кино. А самый большой его страх, что очередной его фильм не получится. В "Американской ночи" множество сюжетных линий и персонажей, и все они объединены съёмками этого фильма.
А вот главный герой "Американской ночи" - само кино. Это фильм признание Трюффо в бесконечной любви и преданности ему, которые начались в восьмилетнем возрасте, привели к просмотром 3-х фильмов ежедневно в юности и последующей работе кинокритиком в "Cahiers du Cinéma", легендарном журнале, авторы которого стали режиссерами и создали целое кинонаправление - "французскую новую волну". Написав множество статей по теории кино, сняв и более двух десятков фильмов, спустя почти 20 лет своей кинокарьеры Трюффо так и не перестал восхищаться удивительной магией кино, возможностями этого "великого иллюзиониста" творить иную реальность, запечатлевать прекрасные, едва уловимые мгновения и дарить им вечную жизнь.
Авторы придумывающие фильмы, их преданные помощники участвующие в воплощение задуманное, актёры оживляющие на экране образы придуманные авторами - все они согласно Трюффо будут жить вечно, до тех пор, пока мы будем смотреть их фильмы.
А пока жизнь продолжается все эти люди будут жить от фильма к фильму, потому что снимать кино для них – это и есть жить.
Читайте, как известный английски писатель Грэм Грин пошутил над Трюффо во время съёмок этого фильма
Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino