БЕЗОПАСНО ЛИ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НА САМОЛЕТЕ, ЕСЛИ ПО-ПРЕЖНЕМУ СУЩЕСТВУЕТ УГРОЗА ЗАБОЛЕТЬ КОРОНАВИРУСОМ? Это во многом зависит от того, откуда и куда вы летите. И хотя веских доказательств мало, похоже, что риск заражения коронавирусом во время полета относительно невелик.
«В целом, самолеты, вероятно, безопаснее, чем бары с плохой вентиляцией, где в помещении также находится большое количество людей, которые не носят маски да к тому же много и громко разговаривают», — говорит Джулиан Танг из Университета Лестера в Великобритании.
Конечно, безопаснее всего не путешествовать, особенно если вы находитесь в группе риска. А если у вас есть симптомы, которые схожи с коронавирусом, вам определенно нельзя путешествовать.
Прогулка, езда на велосипеде или путешествие на собственном автомобиле сводят к минимуму риск контакта с людьми, которые могут быть инфицированы. Если вы пользуетесь общественным транспортом, риск зависит, прежде всего, от вероятности того, что инфицированный человек окажется в одном автобусе, поезде или самолете, а затем от вероятности того, что он заразит вас.
Например, путешествие в Южную Корею, где каждый день только 1 из 225 000 человек дает положительный результат на коронавирус, гораздо безопаснее, чем путешествие в США, где каждый день 1 из 6500 человек оказывается инфицированным.
Если вы сядете в самолет рядом с инфицированным человеком, какова вероятность того, что вы заразитесь вирусом? Мы не знаем этого наверняка, но некоторые исследования дают подсказки.
Одно из таких исследований описывает 5-часовой перелет из Сингапура в Китай, где 11 из 325 человек на борту были заражены одним и тем же человеком. Перед посадкой пассажиров обследовали, но во время полета у мужчины поднялась температура, и на нем не было маски.
Однако, когда инфицированная пара вылетела из Китая в Канаду, никто из других 350 пассажиров 15-часового рейса не заразился. Маски были надеты.
Многие аэропорты проверяют температуру людей перед посадкой, а авиакомпании теперь дезинфицируют самолеты между рейсами и требуют, чтобы пассажиры носили маски. Воздух в самолетах также заменяется каждые 3-5 минут, а рециркулируемый воздух проходит через фильтры HEPA, которые должны удалять почти все капли, содержащие вирусы.
«Системы вентиляции в самолетах очень эффективны в снижении общей концентрации любых переносимых по воздуху патогенов, выдыхаемых пассажирами», — говорит Джулиан Танг. Основным риском заражения являются разговоры лицом к лицу, при которых можно обменяться воздухом, а также любые разговоры до или после полета.
По оценке Арнольда Барнетта из Массачусетского технологического института, в США риск заражения составляет примерно 1 из 4000, если борт самолета заполнен. Если же оставить средние места пустыми, риск упадет до 1 из 8000.
По словам Барнетта, для Великобритании эквивалентные риски примерно в 10 раз ниже. То есть вероятность заражения составляет 1 из 40 000. Однако это всего лишь приблизительные оценки, основанные на многих предположениях.
Подведем итог. Сам по себе самолет не повышает риск заболевания коронавирусом, благодаря тому, что воздух в нем постоянно обновляется и очищается, а все поверхности дизинфицируются. Но помимо самого самолета, есть ряд пред- и пост-полетных процедур (регистрация, прохождение таможенного контроля, очередь на посадку и поездка к самолету на автобусе) во время которых приходится контактировать с большим количеством людей.
Поэтому, чтобы снизить риск заражения, все же стоит соблюдать базовые меры предосторожности: носить маску, часто мыть руки и обрабатывать их антисептиком, соблюдать социальную дистанцию и свести к минимуму беседы с незнакомцами.
Другие статьи о путешествиях:
Больше статей на официальном сайте журнала Bonjour journal - bonjournal.ru