Уважаемый читатель, начался учебный год, и важнейшей задачей всех родителей на ближайшие девять месяцев стала хорошая (или хотя бы удовлетворительная) успеваемость наших детей в школе.
У меня тоже есть сын, подросток 13-ти лет. Начиная с прошлого года он совершенно перестал интересоваться учебой. В начальной школе это был хороший, тихий мальчик, который пусть «звезд с неба» не хватал, но зато не вызывал нареканий преподавателей и учился без троек.
Начиная с шестого класса, сын перестал делать домашние задания, бросил спортивную секцию, «забил» на репетитора по математике и полностью погрузился в виртуальный мир компьютерных игр.
Весной в период дистанционного обучения в школе на период коронавируса, он, как выяснилось позднее, не выполнял вообще никаких заданий.
Конечно, я виновата, что не интересовалась его делами, но в тот период я много работала и приходила домой поздно, в свободное время пыталась заниматься с младшим ребенком. Да и потом я так привыкла, что с сыном нет никаких проблем…
В конце мая начались звонки встревоженных учителей, и нам пришлось, в авральном порядке, доделывать все работы четвертой четверти. С горем пополам перешли в седьмой класс.
И вот начался новый учебный год и «всплыла» старая проблема полного отсутствия интереса к учебе. Изучив доступные рекомендации психологов, выяснила, что нужно не заставлять подростков учиться, а мотивировать. Сделать это можно следующими способами:
· создать в семье атмосферу доверительного общения, при которой ребенок сможет поделиться своими проблемами, рассказать о своих трудностях в обучении, попросить помощи или совета. Разговаривать со своими детьми, сообщать им о своих делах и планах, вовлекать в беседу, чаще интересоваться их мнением;
· организовать место для занятий. Идеальный вариант - выделение отдельной комнаты для подростка, в которой он мог бы заниматься без помех;
· относиться с уважением к индивидуальности подростка. Все дети разные: кто-то быстрее осваивает материал, кто-то медленнее, одним легче даются точные науки, другим сложнее. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, отмечайте его личные успехи, которых он добился за неделю, месяц и т.д.;
· хвалить своего ребенка. Своевременная похвала очень важна, поскольку большинство подростков крайне не уверены в себе (в своих силах, своей привлекательности и т.д.). Положительная оценка родителями усилий ребенка всегда приятна и прекрасно мотивирует его на дальнейшие занятия;
· проводить мотивирующие беседы. Спокойно изложите ребенку перспективы, которые открывает перед ним успешная учеба в школе и, наоборот, что его ждет в случае отсутствия образования, престижной работы и достойного заработка. Старайтесь при проведении разъяснительных бесед отказаться от нотаций и обвиняющего тона;
· расставить приоритеты. Определите вместе с ребенком дисциплины, которые считаете наиболее перспективными и необходимыми при поступлении в ВУЗ, применении на практике (например, иностранные языки, информатика). Начинайте свои домашние занятия с этих предметов, мотивируйте ребенка выполнять их более качественно;
· сохранять позитивный настрой. Обучение в школе – многолетний процесс. Демонстрируйте уверенность в силах и способностях ребенка. Повторяйте ему, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере покажите, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение спокойно и рационально.
Попробую реализовать представленные рекомендации на практике. Одновременно буду стараться обеспечить со своей стороны тотальный контроль за подготовкой домашних заданий и их проверку каждый вечер как я делала, когда сын учился в начальной школе. Благо с работы я уволилась и в ближайший месяц абсолютно свободна. Отчет о результатах предоставлю по окончании первой четверти.
Заканчиваю цитатой Джоржа Херберта: «Мы учимся, когда мы что-то делаем».
Спасибо, что дочитали мою статью до конца.
Мой канал будет полезен школьникам и их родителям, а также всем любознательным людям, которые все это когда-то давно знали, но за ненадобностью забыли.