Найти тему

Первый раз в первый класс

Оглавление

Ребенок пошел в школу. Для него началась новая жизнь, но она началась и для родителей. Их беспокойство абсолютно оправданно. Дети «заигрались» в дошкольном возрасте и вовсе не хотят расти и развиваться, внутренне боятся трудностей, не готовы к роли ученика, и им непросто изменить свои навыки и привычки под требования школы.

Если это не заметить вовремя и не помочь ребенку, то трудности в привыкании к учебе могут сказаться на успеваемости, общем самочувствии и настроении первоклассника.

Новый ученик

Пришла осень, на улице красота, 1 сентября, ваше чадо знает – школа! Ребенок идет в школу, и это новый этап в жизни всей семьи. Готовность к учебе – это не только воспитанность и знакомство с внешними требованиями: аккуратно одеваться, не опаздывать, не забывать тетради и учебники, быть вежливым и дисциплинированным, – важно, чтобы новый ученик хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от уроков. Дошкольник, желающий поскорее пойти в школу, обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, в шесть лет его любимый вопрос: «Почему?»

А если ребенок не хочет идти в школу? Это может объясняться страхом перед взрослением. Он не может принять, что в школу нельзя брать любимые игрушки и играть на уроках. Опасается того, что другие дети могут неласково к нему отнестись, что учитель не всегда будет обращать внимание только на него.

Это вызывает огорчение и обиду, может стать причиной отказа ходить на уроки. Очень важно знать, что нужно подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.

Ситуация? Необычная

Объясните своему любимому ученику, что в школу надо приходить опрятным, в портфеле – тетради, ручки, линейка. Быть готовым к новым знаниям и умениям. В первую очередь обязательно познакомьте ребенка с требованиями к поведению ученика на уроках, правилами ответов на вопросы, расскажите о дисциплине.

Это очень пригодится первокласснику, и, придя в школу, он уже будет знать, что нельзя перебивать учителя, ходить по классу, играть. И что на уроке нет телефона, зато существует «волшебный» жест: поднял ру-ку – и на тебя обязательно обратят внимание. Но это учеба, а если говорить о диалоге и взаимодействии со своими сверстниками – одноклассниками?

Младший школьник имеет небольшой жизненный опыт и легко может растеряться в не-обычной ситуации. У него недостаточно развито логическое мышление, умение анализировать. Школа взаимоотношений: обучение в ней не менее важно и сложно, чем в школе знаний! Чтобы было легко общаться, новый школьник должен пройти путь развития эмоций с его взлетами и разочарованиями – от ощущения безграничного принятия родителями и друзьями до обзываний и неприязненности со стороны сверстников, бывает и так.

Результатами подобного обучения будут гибкость поведения, понимание изменившихся ситуаций, умение взаимодействовать с разными людьми, а не только с теми, кто нравится, способность выходить из конфликтов. Легко и свободно общающиеся со сверстниками дети редко испытывают трудности в контактах со взрослыми. Конечно, есть у них и симпатии и антипатии, это они чувствуют очень тонко.

Обязательно похвалите!

«Ну, что нам сегодня задано?» – коронный вопрос каждой мамы маленького школьника. Признаюсь: этой минуты очень жду, делать уроки со своей первоклассницей буду с удовольствием. Как правильно организовать домашнюю работу ребенка? Объясните задание и предложите выполнить его самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите, но ни в коем случае не делайте за него! Только убедившись, что данное упражнение ребенку пока не под силу, похвалите его за старания, помогите и скажите, что уверены: в другой раз получится!

Приготовление уроков не должно превышать полутора часов, иначе вы увидите обратный эффект: продуктивность работы снизится, внимание полностью рассеется, появятся усталость и капризность. Лучший вари-
ант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы.

После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень. Не надо руководить действиями ребенка, лучше предоставьте ему самостоятельность, приглядывайте за ним и помогайте, только если он попросит помощи.

Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с тех, что даются маленькому ученику тяжелее остальных. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите своего ученика проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите!

Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки и обязательно удивитесь: «Ой! Как же это получилось?» – после того, как он правильно выполнит. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой он будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложнос-тями.

Вечерние прогулки и игры на свежем воздухе с друзьями полезнее телевизора. Безусловно! Ну, а в начале десяти часов вечера первокласснику пора мыться и ложиться спать, чтобы ночью видеть приятные сны и быть готовым встретить новый день радостно.

И настоящее, и будущее

Обязательно вместе с маленьким учеником разберите итоги занятий и оцените результаты. Похвалите за успехи, мягко и обнадеживающе укажите на недочеты.

Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самым интересным?» Расскажите маленькому ученику о том, как учились вы. Воспитывайте ребенка на положительных примерах, рассказывайте, зачем человеку знания, где они пригодятся. Поговорите о разных профессиях и объясните, чему надо научиться для них.

Спросите, а кем ребенок хочет стать, когда вырастет, попробуйте вместе поставить будущие цели, приведите примеры умных и успешных людей и подчеркните, что все они учились в школе и много трудились. Ваша зада-ча – убедить ребенка, что вы всегда будете рядом и поможете в любой момент.

«Люблю тебя, солнышко...»

Не может уставший ребенок легко и радостно учиться, не забывайте об этом! Важно правильно выстроить ритм каждого дня первоклассника. Работоспособность младшего школьника, если он поднимается в 7 часов утра, достигает максимума к 10 часам и после 12 начинает снижаться. Следовательно, в течение 2–3 часов после школьных занятий ребенок должен отдыхать, гулять, играть, а в первые дни даже спать.

Режим дня может быть гибким, но основные его моменты: пробуждение, посещение школы, приготовление уроков, отдых и сон – должны ритмично повторяться в одно и то же время. Это защитит нервную систему малыша от перегрузок и срывов, он привыкнет к ритму и будет просыпаться по утрам отдохнувшим и бодрым. Постепенно чадо физически окрепнет, повзрослеет, привыкнет к режиму учебы.

Расскажите ему, как учились вы. А пока сделайте всё, чтобы ваш первоклассник не перенапрягался, чувствовал себя комфортно, был крепок и здоров. Перед сном шепните своему любимому ученику на ушко: «Я тебя люблю!»

Постепенно ребенок примет ответственную роль школьника, у него появится огромное желание собрать портфель и отправиться за знаниями.

Лика КРАСКО, детский психолог

Фото из открытых источников