Найти тему
Егор Вяхирев

Тактика и стратегия в лазертаге, часть вторая: Крупные сценарные/тактические игры

Оглавление

В предыдущей статье мы изложили особенности игры «на точку» в закрытых помещениях и на небольших площадках. Интересно, что базовые схемы взаимодействия между игроками могут быть (и должны быть) применимы на больших играх. Поэтому сегодня поговорим о них — крупных сценарках на масштабных полигонах, распростертых на несколько километров во все четыре стороны.

Здесь можно обойтись без шагов, а начать с базового правила, без соблюдения которого вы вряд ли когда-то сможете одержать победу над противником:

Взаимодействие

В него упирается решительно каждый аспект крупной лазертаг-игры. Если вы умеете коммуницировать с игроками вашей фракции и внутри командной ячейки — вы уже на голову выше всех остальных. Но, в отличие от камерных побегушек, одним тактическим криком здесь не обойдешься.

А значит первым делом вам нужна рация и умение ей пользоваться.

Это не ведуший стримов по КС, но игры чем-то похожи
Это не ведуший стримов по КС, но игры чем-то похожи

Рация позволяет держать связь между отдельными группировками, входящими в состав игровой фракции (а крупные игры предполагают деление на такие вот большие команды) и внутри группы. Даже если она присутствует на руках у одного бойца, это уже большой плюс для его товарищей — вы всегда будете на связи с командным пунктом и будете получать информацию «из первых рук».

Какой должна быть рация? Лучше всего, чтобы это было устройство с возможностью выставления частоты «руками» (без предопределенных каналов) и гарнитурой. Такая рация позволит вам как наладить связь с кем угодно, так и не выдавать себя во время тихих перемещений по территории.

Алло, это прачечная?
Алло, это прачечная?

Раз уж мы начали за рации, то немного скажем и об особенностях переговоров по ним:

  • Вы должны максимально четко отдавать указания по рации.
  • Сообщайте как можно больше данных.
  • Слушайте и понимайте то, что вам пытаются донести сокомандники.
  • Реагируйте на призывы и информацию.
  • Не лезьте в эфир пока не закончился чужой разговор.
  • Не засоряйте эфир внеигровой информацией.
  • Сопровождайте речь вашим позывным, позывным адресата, словами «понял принял».

Об этом всем подробнее чуть дальше, а пока вернемся к взаимодействию.

Фракция строится от командного состава к конкретным боевым группам. Командир — самый важный человек в команде. Однако здесь, в отличие от небольших игр, ему придется быть не только тактиком, но и полноценным стратегом.

И можно даже не маскироваться
И можно даже не маскироваться

В задачи командира входит деление фракции на группы, раздача поручений, управление и контроль работы групп, анализ результативности и оперативные изменения в планах. К обязанностям игроков относится следование приказам: На войне как на войне.

Деление на группы сопровождает крупные сценарки как ничто другое. Группы бывают такие:

  • Штурмовая атакующая группа. Решает задачи быстро и оперативно, набегая на нужные позиции и пользуясь скоростным навалом.
  • Тактическая группа. Подходит к месту медленно, но обстоятельно, методично ликвидируя все угрозы и занимая плацдарм для дальнейших действий.
  • Стелс-тактическая группа, разведка. Небольшие отряды (поверьте, более 3 человек — уже не стелс) незамеченными заходят в тылы и либо сообщают в штаб инфу, либо выполняют задачи по тихому.
  • Группа обороны. Защищает нужную позицию, не допуская ее захвата или выполнения противником своей задачи.
  • Квестовая группа. Внезапно, выполняет квесты. К ним может относиться как обычное «найди-принеси», так и решение головоломок с детективным расследованием.
  • «Толмачи». В полуролевых играх — самые харизматичные экстраверты, в задачи которых входит общение и уламывание игровых персонажей.
  • ГОСН, он же грузовой отряд специального назначения. Могучие парни/девушки, которые занимаются переноской крупных игровых предметов.
Фотосессия с игровыми предметами на сценарках оплачивается отдельным прайсом
Фотосессия с игровыми предметами на сценарках оплачивается отдельным прайсом

Зная примерные задачи на игру, вы можете сразу поделить свою фракцию на соответствующие группы. Простейшее деление — это оборона, атака и квест/разведка. На базе всегда найдется что-то требующее охраны, ну а штурмовые и квестовые миссии — это то, на чем строится любая игра.

Далее вам предстоит наладить общение между группами. Тут вновь вспоминаем про рации — она должна присутствовать хотя бы у одного члена группы, лучше всего у её командира. Так группа сможет получать оперативные указания и отчитываться о выполнении заданий.

О чем говорить? Да всё просто:

Оборона: Нас выбили с точки / Нужна помощь в квадрате / Отбили атаку группы из 20 противников, можно идти к ним — все мертвы.

Квест: Задача выполнена, ждем указаний / Нашли, что нужно срочно забрать предмет из квадрата, отправьте людей / Не дошли, нужна группа атаки

Разведка: Противник почти весь на базе, идите в нужный квадрат / Флаг взяли, обеспечьте прикрытие на главной дороге / Все сюда, мы нашли финалку

Атака: Противник с точки выбит, высылайте квестовиков / У нас проблемы, нужны еще люди в квадрат / Минус группа на западе, путь разведке открыт

Синяя команда, в атаку!
Синяя команда, в атаку!

Главное, о чем нужно помнить во время игры — это необходимость слышать и понимать своих сокомандников. Избегайте отношения в стиле «Вынесли группу? Ну и молодцы», «Не решили задачу? Ну и пофиг». Если вам сообщают что-то, значит у товарищей был повод и они сделали это не просто так.

Если же вы сообщаете данные другим группам, то делайте это максимально подробно, и если они не понимают в чем подвох — пытайтесь объяснить.

Например, ваш отряд был убит группой противника, направляющейся с севера на юго-восток. Вы знаете, что в том направлении есть квестовая точка, в которой уже побывали ваши сокомандники. Сообщаете о группе — укажите направление и объясните, что они скорее всего идут выполнять квест, а задача фракции - не дать противнику этого сделать. Соответственно командир уже должен понимать, что вражеский отряд нужно не допустить до точки или просто ликвидировать в указанной области.

Хотя такое сложно не заметить, всё равно лучше предупредить союзников
Хотя такое сложно не заметить, всё равно лучше предупредить союзников

Вернемся к рациям.

  • Четкие указания — это значит «что происходит, где происходит, чем закончилось и какие последствия». В основном команду будут интересовать последствия, потому что на их основе командир должен принимать решения о дальнейшей тактике.
  • Неплохо бы иметь в голове (а в штабе на бумаге) карту событий, которая бы обновлялась в реальном времени на основании полученных данных. Вы знаете сколько человек во вражеской группировке, а значит набросав их примерное расположение вы поймете какие направления будут проще, а в какие лучше не лезть.
  • Проверяйте полученную информацию, реагируйте на сказанное. Лучше помешать противнику пока вы знаете, где он. Также как и помочь друзьям пока ситуация еще не совсем аховая.
  • Помните, что пока конечная сторона не дала понять «понял принял», разговор еще скорее всего будет вестись. Не лезьте в эфир с рассказом о том как вам скучно в обороне.

Внутри группы и между небольшими группами основным правилом должно являться следующее: ЕСЛИ ВЫ НАХОДИТЕСЬ В ОПРЕДЕЛЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ОТ ТОВАРИЩЕЙ, ТО ТОВАРИЩИ НЕ ДОЛЖНЫ «ПОЛУЧАТЬ» ОТ ПРОТИВНИКА С ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ВНЕЗАПНО. Запомните это и никогда не забывайте.

Ну а если вы чего-то не поняли, всегда можно воспользоваться волшебной фразой «Десятый пятому. Не понял последнее, пожалуйста повтори».

Стратегические фишки

Любую задачу можно решить классическими военными хитростями. В лазертаге они куда как проще чем в реальных военных действиях или том же страйкболе, поскольку вам не будет больно и вы даже не умрете с одного попадания. Поэтому важно не бояться пробовать смелые решения.

Отряд выдвигается на уничтожение своей дыхалки
Отряд выдвигается на уничтожение своей дыхалки

Раш-навал. Осуществляется для миссий типа «захват флага, точки, здания, персонажа» и т.п. Выбирайте самых выносливых бойцов и бросайте их бежать в нужное место под прикрытием дальнобойных товарищей. Учитывая, что для смерти в игрока нужно попасть 2-5 раз, велика вероятность успеха путем потери 95% отряда. Тем не менее, миссию вы выполните.

Тактика хорошо подойдет именно для захвата флага или другого предмета. На практике бывали случаи когда 1-2 оставшихся живыми игрока из 20 ушедших успешно брали предмет и доносили его до базы, поскольку когда вы выходите из зоны видимости обороны противника то его задача усложняется в разы.

Думаете, ему тут долго не выжить? Зря.
Думаете, ему тут долго не выжить? Зря.

Стелсовые окошки. Если у вас в команде нет подавляющего количества бегунов, то вы можете сформировать стелс-отряд, который выполнит миссию другим способом. Обойдя всех с фланга и тыла, отряд закрепится на точке где его не будет видно. Получая информацию по рации, он будет знать когда к ключевой позиции подходят отряды противника. Ну а дальше остается только ждать окна.

Тактические группы будут мешать вражеским отрядам заходить на позицию и выполнять задание. В случае успеха их действий стелс-отряд получит информацию о том, что на точке (почти) чисто и сможет аккуратно выполнить задание.

Во время стелс-миссии можно почувстовать холодок в спине. И пониже.
Во время стелс-миссии можно почувстовать холодок в спине. И пониже.

Тактическое рассредоточение. Поскольку в лазертаге дальность попадания очень велика, то тактические отряды могут аккуратно распределяться по территории, закрепляя отдельных бойцов или небольшие части на удобных точках карты. Здесь важно наличие раций на каждой такой закреп-позиции, потому что стоит менять выбитых игроков.

Каждый боец контролирует свое направление и сообщает информацию по нему же. При этом вся группа вкупе должна видеть максимальное поле — за этим следит командный состав. В итоге вы как бы покрываете зону, что позволяет вам вести контроль территории, постепенно увеличивая её в сторону вражеской базы. Так вы всегда можете быть уверены, что не случится внезапного врыва.

Здания — отличное место, чтобы закрепиться и получить пулю неизвестно откуда
Здания — отличное место, чтобы закрепиться и получить пулю неизвестно откуда

Взял — обороняй. Допустим, у вас и вашего противника задачи одинаковы — пройти по нескольким ключевым точкам на карте и выполнить миссию на каждой. Вы первыми сдали задачу по стартовой точке и конечно же рванули на следующую. Ошибкой будет не оставить охрану на этой точке, поскольку противник пойдёт сюда же. Не давайте ему шансов обогнать вас.

Оперативная смена тактики. Командир должен следить за успехами группировок. Даже если группе атаки нравится по 10 раз набегать на позицию и помирать там, всегда нужно понимать как это помогает ситуации. Если группа продвигается всё дальше, то её стоит усилить. Если она раз за разом наступает на те же грабли — стоит поменять тактику. Отправьте группу с другой стороны или смените раш на стелс.

Всегда помни о защите базы. Даже если на вашем респе нет никаких полезных для противника вещей, это не повод отказываться от обороны. Во-первых, респы на больших играх часто бывают «вертолетными» и вы рискуете прождать лишних 3 минуты после ликвидации группы одним засевшим стелсовиком. Во-вторых, время на выход с респа увеличится в разы, если вам придется выбивать группы атакующих с неизвестным расположением.

«И помни — не нанимай на это дело идиотов»
«И помни — не нанимай на это дело идиотов»

Так как же действовать?

Действуйте сугубо по ситуации. Неплохо бы пройтись по карте еще до начала игры, чтобы изучить ключевые, удобные и неудобные позиции. Вот что обычно оценивают опытные игроки:

  • Удачные проходы как для своей, так и для вражеской команды. Для вторых неплохо бы оставить сюрприз в виде оборонительных отрядов, а то и поставить баррикаду.
  • Направления, откуда стоит ждать атаки.
  • Ключевые здания. Обычно всё заключается в банальном, но крайне важном замечании «нужно обязательно это здание держать». А ситуация складывается именно так как было сказано: если вы не держите здание, оно будет держать вас.
  • Где посадить оборону, куда отправлять атаку, тактику, стелсов.
  • Места расположение игровых персонажей, с целью указать где будут сидеть общительные информаторы из вашей фракции.

Когда вы изучите поле, то сможете собраться на базе и выработать первоначальную стратегию, от успеха или неудачи которой будет зависеть ваша дальнейшая игра. Не бойтесь менять тактику и экспериментировать — зачастую неожиданные решения могут сыграть ключевую роль.

Ну а главное — видеть, слышать и реагировать. Тогда вы обязательно добьетесь победы даже над самым сильным соперником.