Мы продолжаем беседу с ветераном БАМа Михаилом Рагимовым, достаточно скромным и умным человеком. Он не считает, что в их работе (тяжелой, трудной) был какой-то героизм.
— Героизма никакого. Мы делали обычную работу. Просто тогда никто не считался со временем. Допустим, 8 часов отработал и пошёл домой. Нет, этого не было. Надо, значит, надо. Иногда специалистов вызывали и ночами. И никто никогда не задавал вопросы относительно оплаты.
— Какие годы вы бы вернули, если можно бы было?
— Я бы в Усть-Кут вернулся с удовольствием. Если честно, то самые интересные годы прошли там. Вспоминаем, как разбивали просеку — тогда Ленского моста ещё не было, но был паром, на который нужно было загрузить всё необходимое. Сложно было, но тогда мы этого не замечали. Молодые были.
— Вы как-то представляли будущее БАМа?
— Будущее рисовалось в более светлых красках. Столько труда вложили! Такие посёлки были построены! Мы же не ожидали, что в них всё будет разваливаться.
Построенные нами здания в основном пустуют, всё заброшено. Только в разработку Чинейского месторождения было вложено восемь миллиардов рублей ещё старыми деньгами! Выемки миллионники были, привезли 12 Думпкаров (вагоны-самосвалы), загрузили руду, отправили в Коршуниху. Потом на 26-ом километре поставили шлагбаум. Сейчас вроде снова возвращаются к разработкам.
— Довольны ли вы, как организована поездка?
— Почему не доволен? Первый раз еду по этому маршруту. Я ведь недавно ушёл на отдых, до этого в Таксимо работал. Если честно, то на БАМе иногда занимались чисто показухой.
Устраивали шоу для публики: высокое начальство, кинохроника, журналисты. Сделаешь что-то, отчитаешься, а потом переделываешь. Для меня это и тогда, и сейчас просто неприемлемо. Не успели, значит, не успели. Один раз приехал на Ленский мост, когда его запускали. Организовали шикарное празднование, а на следующий день что-то случилось…
За хорошую работу
Как вручали первую награду, не помнит, но называет уверенно — медаль «За доблесть». «За хорошую работу», — кратко объясняет нам. Потом будут орден Почёта, который вручал заместитель Министра транспортного строительства СССР Ефим Владимирович Басин (он нынче посетил Тынду на больших празднованиях — авт.), звания Почётного железнодорожника и Почётного строителя Бурятии.
— Дети, внуки гордятся именитым отцом и дедом?
— Какой именитый? — усмехается он, чуть приподняв когда-то чёрные, а теперь совсем седые брови, но вскоре соглашается, — наверное. Я как-то не интересовался. Хотя оба сына окончили ИрГУПС. Один работает на железной дороге экономистом в службе гражданского строительства, второй — в частной фирме исполнительным директором.
— Когда построили магистраль, какие у вас чувства были? Слава Богу, всё закончилось или…
— Работа никогда не заканчивалась. В этом году сдали разъезд, в следующем — другой нужно строить. Финансирование после 1984 года было отвратительное, за счёт реконструкции участка Геннадий Павлович Комаров (начальник ВСЖД в 1988-2000 гг. — авт.) выбивал средства, тогда же тендеров не было, жильё в основном строили.
Даже когда ушёл на пенсию, то не обрадовался: без работы сложно. Взять Героя Социалистического труда Виктора Лакомова: он по-прежнему весь в работе. По-другому жить мы просто не умеем.
— Вы были членом партии. Ваше сегодняшнее отношение к политике?
— Когда господа ввели войска в Москву, а потом устроили такую заваруху, то я понял, что мне с ними не по пути. Какая армия будет свой народ расстреливать? Раз вывели, почему ушли, почему развалили всё? Сейчас я не состою ни в какой партии. Душой, скорее, на стороне коммунистов. Идеалы-то у них хорошие были.
Такой он — Михаил Рагимов, ветеран БАМа. Приехал на стройку молодым парнем и нашёл себя в большом серьёзном деле. Здесь состоялось его профессиональное рождение, здесь создал семью, воспитал сыновей, теперь заботится о внуках.
На взгляд умудрённого жизненным опытом и многолетней руководящей работой человека, такие большие проекты в экономике, как БАМ, должны менять судьбы людей в лучшую сторону. Если нет, то для чего снова эта показуха?
О том, как всё начиналось в судьбе Михаила Рагимова,
можно прочитать здесь