Найти тему
Global Women Media

О современном искусстве и развитии культурной среды

Наука и искусство – те виды деятельности, которые двигают человечество вперед, стирая границы между странами. Два этих направления занимают центральное место в жизни Елены Пантелеевой – эксперта в области современного искусства и art-science с огромным опытом. Она тот человек, который создает условия для работы художников и кураторов, организует деятельность команды при реализации проектов. Мы поговорили с Еленой о сущности современного искусства, развитии арт-рынка в России и продвижении молодых авторов.

Елена Пантелеева
директор по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»
Елена Пантелеева директор по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»

Имя Елены Пантелеевой хорошо известно в профессиональных кругах. Еще в начале своей карьеры она создала в московском FM-диапазоне первую радиопрограмму, посвященную современному искусству. Позже Елена основала два медиабренда: журнал BLACKSQUARE и газету Winzavod ArtReview. Она работала арт-директором «Винзавода», крупнейшего в России центра современного искусства, и руководила направлением Culture&Science Фонда СКОЛКОВО. Сегодня Елена Пантелеева является директором по развитию Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ».

В чем особенность современного искусства?

Обыватели называют современным искусством творчество ныне живущих авторов. Однако существует более конкретное устойчивое определение этого явления. Оно связано с новыми практиками, инструментами и материалами художников. Особенность современного искусства состоит в том, что сегодня авторы для создания своих произведений используют не только привычные холст и масло, но и самые разные предметы и новые технологии.

Развитие цивилизации, появление новых технологий, изменение политической обстановки в мире – всё это влияет на инструментарий художника и темы творчества.

Художник пропускает все происходящее вокруг него через творческую призму своего сознания. Он выражает свои мысли в виде произведения, арт-объекта.

Сегодня в мире на первый план выходит тема взаимодействия искусства и технологий, цифровизации во всех сферах жизни общества. Именно поэтому большую популярность получило такое направление, как art-science.

Художники или исследователи?

«Современное искусство подобно зеркалу. Оно отражает всё, что происходит в мире, и чаще всего делает это с критической точки зрения. Возможно, поэтому порой люди отвергают произведения современных авторов. Иногда они видят в этом зеркале себя не в самом прекрасном облике. К тому же человеку свойственно страшиться всего нового, лишь избранным дано быть открытыми и лояльными к идеям завтрашнего дня», – считает Елена Пантелеева.

Критический ракурс – одна из важных составных частей современного искусства.

Художники – хорошие сенсоры. Они чувствуют болевые точки и на визуальном уровне показывают их миру, предлагая обсудить существующие проблемы. Елена всегда сравнивает художников с учеными. Только если вторые исследуют мир с точки зрения формул и четких аксиом, то первые уделяют больше внимания абстрактному, философскому.

Одна из актуальных сегодня тем как для науки, так и для искусства – это устойчивое развитие планеты.

Особое внимание различные художественные фонды уделяют авторам, которые работают с экологичными материалами, занимаются вторичной переработкой. Это стало своеобразным новым трендом в современном искусстве. Елена считает, что такая «мода» может быть очень полезной для развития человечества и, возможно, даже станет толчком для создания произведений, которые войдут в историю и станут частью культурного наследия.

Как понять современное искусство?

«Современное искусство отличается еще и тем, что оно стимулирует человека к действиям. Порой, чтобы понять произведение, зрителю нужно проделать определенную работу», – объясняет Елена.

Современные художники проверяют общество на открытость ко всему новому. И, как правило, непривычные вещи сначала пугают человека, когда он видит их впервые. Однако, пережив эти ощущения, стоит углубиться в тему, изучить концепцию произведения, познакомиться с другими работами автора, узнать подробнее о стиле его творчества.

Чтобы понять искусство, нужно уметь рассуждать и быть готовым принимать для себя что-то новое.

«Есть такое понятие, как насмотренность. Когда мы ходим на выставки, просматриваем каталоги с произведениями, посещаем лекции об искусстве, мы формируем свой визуальный багаж. Так, в какой-то момент при взгляде работу того или иного автора у нас возникает целая цепочка образов, мы начинаем понимать, на что опирался художник и что предшествовало его работе», – рассказывает Елена Пантелеева. Кроме того, она уверена, что именно изучение уже существующих произведений служит своеобразным «топливом» для генерирования новых идей.

«Современное искусство не буквально, оно многослойно. И то, до какого уровня понимания дойдет зритель, зависит только от него самого, от его умения рассуждать, объема знаний и кругозора».

По мнению Елены, сильные работы современных художников не нуждаются в объяснениях. Эксперт привела в пример инсталляцию, получившую большую популярность во время биеннале в Венеции. Художник создал на одной из площадей города скульптуру из хлебного мякиша. Она исчезла уже через сутки – ее склевали голуби. Рядом с инсталляцией не было никаких табличек с объяснением концепции проекта, однако люди сразу поняли, что хотел сказать автор. Они прочувствовали ощущение бренности и зыбкости всего, что существует в мире.

Чего не хватает современным художникам для продвижения?

Если еще 10 лет назад главной проблемой профессионального творческого сообщества считалась нехватка талантливых молодых авторов, отсутствие новых имен, то сегодня ситуация обстоит иначе. Существует большое количество вузов, образовательных программ, фондов и школ, которые занимаются подготовкой и поддержкой художников. Однако оказалось, что для реализации проектов в области современного искусства недостаточно только творческого таланта.

В сфере дизайна и искусства не хватает арт-продюсеров, которые помогали бы художникам воплощать их идеи в жизнь.

Творческий процесс включает множество задач, для решения которых требуются определенные организаторские навыки. Так, для реализации арт-проекта необходимо составить бюджет, найти куратора, договориться об аренде площадки, составить пиар-стратегию. На это требуется много времени, сил и дополнительных знаний, которыми далеко не всегда обладают художники, ведь это не входит в их профессиональные компетенции. Тут и будет особенно актуальна помощь арт-директора.

Арт-менеджмент – это ниша, которую только предстоит заполнить специалистами. Сегодня появляется все больше школ по подготовке профессионалов в этой сфере.

Елена Пантелеева проводит лекции в рамках образовательной онлайн-программы «Среда обучения». Она делится опытом в области продвижения творческих проектов и учит начинающих арт-продюсеров составлять план реализации проекта, взаимодействовать с подрядчиками на застройку, прессой и госорганами, подбирать команду. Ведь от этого тоже во многом зависит успех проекта.

Как руководитель крупных проектов Елена хорошо понимает ценность командной работы. Она признается, что всегда старается сотрудничать с людьми, которые разбираются в чем-либо лучше нее. Задача Елены как лидера сформулировать ключевую идею и цель, но лишь в команде возможно добиться больших результатов и сделать работу еще эффективнее.

Как развивается арт-рынок в России?

Арт-рынок – это система, состоящая из ряда взаимосвязанных элементов. Художники продают свои работы через галереи, частных дилеров или на аукционах, но прежде чем попасть «на торги», им предстоит пройти определенный путь из обучения, участия в выставках, реализации проектов.

Опыт художника, качество и популярность его работ, количество выставок и их уровень – все это влияет на стоимость произведений искусства.

Сегодня арт-рынок в России продолжает развиваться. Наравне с известными музеями, насчитывающими многолетнюю историю, набирают популярность новые арт-пространства, появляется все больше инициатив по поддержке художников. Важно, что внимание в профессиональном сообществе уделяется не только именитым, но и молодым авторам.

Как привлечь интерес к искусству?

В Европе искусство является неотъемлемой частью жизни человека. Посещение музея или галереи в этих странах – это обыденное событие. Люди часто заходят на выставку, например, по пути с работы или учебы. Такой образ жизни, считает Елена, важно формировать и в России.

«Изучение искусства расширяет наши горизонты, питает человека независимо от его профессии и увлечений. Каждому из нас важно интересоваться, чем живет мир сегодня. И именно искусство способно нам об этом рассказать».

Прививать интерес к искусству необходимо с самого детства. Ключевую роль в этом процессе играют семья и школа. Елена уверена, что начинать стоит со взрослых, которые своим примером смогут заинтересовать подрастающее поколение. Если родители и учителя будут часто водить детей в музеи, галереи и театры, с искреннем увлечением рассказывать о произведениях искусства, делиться тем, что нравится им самим, то ситуация изменится.

Новые технологии также способствуют привлечению интереса к искусству. Во многих музеях сегодня существуют онлайн-приложения, которые позволяют сделать процесс изучения произведений еще более увлекательным. Активно развиваются онлайн-экскурсии, лекции и концерты, хотя, конечно, ничто не заменит личного общения зрителя и произведения искусства.

«Я бы хотела пожелать каждому человеку быть открытым ко всему новому, менее серьезно относиться к себе. Современное искусство воспитывает в нас высокую степень лояльности к миру, окружающим людям. И мне хочется, чтобы это стало частью философии современной жизни», – подытожила Елена. 

Виктория Ежова, информационное агентство
«Global Women Media»