Найти в Дзене
Global Women Media

Конструктивная информация способна оздоровить

Оглавление

О роли СМИ в период потрясений

Сегодня, когда обстановка во всем мире особенно напряженная, значительное влияние на настроения общества оказывают те новости, которые публикуют средства массовой информации. На журналистах лежит большая ответственность, ведь своим словом они способны определить отношение человека к фактам: заставить его волноваться и паниковать или рассказать о том, что могут сделать отдельные люди ради будущего планеты. Экспертным мнением о роли медиа в периоды сложной обстановки в мире, в решении глобальных проблем поделилась первый заместитель генерального директора издательского дома «Аргументы и факты» Марина Мишункина. 

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты»
Марина Мишункина первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты»

– Сегодня одно негативное сообщение сменяется другим: кризис, вирус, инфляция… Что происходит?

– Вспоминается нетленка «Би2»: «Большие города, пустые поезда, ни берега, ни дна – всё начинать сначала». Сейчас эти слова звучат по-другому, и начинает всплывать какой-то новый смысл…

Тот факт, что мир меняется на наших глазах и уже никогда не будет прежним, думаю, поняли уже все. Или почти все. И дело не только в страшном вирусе, падении цен на нефть и экономическом кризисе. Ситуация гораздо объемнее. Человечество едва не разрушило само себя небрежным отношением к матери-Земле, породив общество потребления и зависимостей. Это в свою очередь сформировало целое поколение нигилистов, которые никому и ничему не верят и мало к чему стремятся...

Очевидно, настало время изменить этот мир. Но начинать нужно с себя, каждый из нас должен поменяться.

Когда мы вернемся к новому мирному времени, мы поймем, что стали другими. Мы научимся жить не только для того, чтобы потреблять, мы научимся по-настоящему дорожить друг другом, верить и, главное, любить. У человечества есть шанс все исправить, заново проснуться, а у нас с вами – сделать шаг навстречу друг другу, раскрыв собственный внутренний потенциал, мудрость, духовный разум и силу.

– Как считаете, какой в этом будет роль СМИ?

– Начну с миссии медиа. Думаю, что в целом по степени воздействия на сознание людей СМИ по-прежнему не знают себе конкурентов. От настройки современного «медиаинструмента» и понимания профессионального долга журналиста зависит в какой-то степени здоровье нации. Недавно я принимала участие в дискуссии на экологическую тему, которая проходила между профильными чиновниками, представителями бизнеса и обычными слушателями. И знаете, перечисленные аудитории просто не слышали и не понимали друг друга. Они говорили на абсолютно разных языках. Для того чтобы коммуникация состоялась и стала конструктивной (или хотя бы рабочей), нужен толмач, который будет переводить с одного языка на другой. В сегодняшнем обществе таким переводчиком являются медиа. Но не только переводчиком, а еще и медиатором, способным настроить аудиторию на нужный лад или волну, формируя те или другие жизненные принципы и установки.

Массмедиа во многом определяют сознание, отношение современного человека к событиям и фактам, а также его поступки.

Возвращаясь к сегодняшнему моменту, мы видим, что, по данным Parse.ly, число просмотров страниц на прошлой неделе выросло на 30% год к году. Статьи о коронавирусе составили свыше 10% всего новостного потребления. В США материалы о вирусе в период с 6 по 12 марта набирали в 15 раз больше трафика, чем новости о выборах. Это говорит о том, что ответственная позиция СМИ, особенно в сложные периоды, может очень многое предотвратить и одновременно создать.

Музыкальные стриминги, наоборот, терпят неудачу. Музыку в основном слушали в автомобилях и по дороге на работу, но во время самоизоляции эта часть потребления пострадала. В Италии в феврале топ-200 песен Spotify слушали 18,3 млн раз в день. С начала национального карантина (9 марта) этот показатель опустился до 14,4 млн.

Зато издания начали выпускать специальные коронавирусные медиапродукты, и не последнее место среди них занимают подкасты. Например, CNN запустила Coronavirus: Fact vs Fiction, ежедневное десятиминутное шоу, которое за первую неделю скачали миллион раз. The Guardian представил эпизоды о коронавирусе в своих Science Weekly и Today in Focus. Выпуск в Science Weekly (24 января) оказался одним из самых популярных за историю подкаста.

– А как СМИ влияют на формирование образа жизни женщин? Ведь аудитория нашего портала – на 100% женская. Стереотипы и новые тенденции?

– Простой пример. Что мы делаем, просыпаясь? Прежде чем мы идем чистить зубы, мы проверяем соцсети.

Сегодня каждый из нас подписан хотя бы на одного блогера. Мы следим за жизнью тех, кто близок нам по духу, делает полезные инсайдерские обзоры и просто поднимает настроение. И хорошо, если мы потребляем контент из блогов известных телеведущих, которым небезразлична морально-этическая сторона, они стараются делиться информацией, проверенной на личном опыте.

Например, блог Тутты Ларсен, которую мы все знаем по программам на MTV, в Одноклассниках. Сегодня Тутта – прекрасная мама троих детей и на своем канале рассказывает о беременности, родах, материнстве, отношениях, психологии. Или блог Милы Левчук. Это эксперт и тренер по вопросам взаимоотношений мужчины и женщины. Однажды она спасла свою семью от развода. Евгения Воробьёва – профессиональный психолог. В видеороликах и постах на своей странице она разбирает самые распространенные вопросы и проблемы, объясняя, почему так происходит и как выработать правильную модель поведения для решения той или иной ситуации. Список можно продолжить.

– Но в массе своей мы потребляем другой контент...

– Да, сейчас, например, каждый сталкивается с огромным количеством информации (зачастую противоречивой) по теме коронавируса. По степени накала страстей это уже напоминает медиаистерику. А сколько мемов и мусора сыпется на нас из соцсетей и сообщений от друзей и коллег! Тут и психически уравновешенный человек может начать паниковать.

Недавно друг рассказал забавный случай из жизни, не связанный с вирусом. К ним приехала теща. После долгой дороги она решила подзарядить телефон. Мой товарищ изумился, когда увидел, что шнур зарядки был замотан в фольгу, и спросил, для чего это сделано? Теща (уже немолодая женщина с высшим образованием), не моргнув глазом, ответила, что так телефон зарядится в два раза быстрее! Этот совет она прочитала в известной соцсети и теперь безоговорочно ему следовала. То, что это противоречило законам физики, ее совершенно не смущало.

Это говорит, во-первых, о важнейшей роли медиа в отражении происходящего, а во-вторых, о том, что на женщин «открыта охота» со стороны множества различных компаний, фирм и поставщиков, среди которых очень много недобросовестных, а зачастую и откровенно вредных. Для издателя это деньги, для женщин – здоровье. Мы, например, в «АиФ» стараемся заботиться о своих читательницах и не публиковать заведомые «разводки».

– Есть ли этическая составляющая у женщины-редактора и женщины-журналиста?

– У нас в «АиФ», как в газете, так и на сайте, аудитория преимущественно женская. Мы пишем для женщин, и делают это во многом женщины, поскольку в журналистском коллективе они в большинстве. Но о каких-то дополнительных этических составляющих для женщин-журналистов я бы не стала говорить. Кодекс чести не имеет гендерной принадлежности.

Однако тот факт, что нам, женщинам – матерям, женам, по своей сути свойственно гармонизировать пространство и созидать, отдавая свою любовь детям и миру, я признаю. Женщина от природы сильна духом и одновременно полна терпения и любви.

Каждая женщина уникальна, она обладает невероятной силой и способна творить чудеса. Может, поэтому о наиболее суровых угрозах, стоящих перед Россией и миром, первыми задумываемся именно мы, женщины, и начинаем «бить в колокола». Возможно, в этом и состоит дополнительная этическая составляющая?

Возьмем, например, вопрос демографии. С развитием индустриализации происходит демографический переход. Рождаемость падает, так как необходимость в заботе с лихвой удовлетворяется одним ребенком. И если ничего не делать, то будет потребность не в детях, а в ребенке (и это еще не самый плохой вариант). В Европе наблюдается антисемейная пропаганда, ширится движение ЛГБТ. Все это тоже влияет на рождаемость.

В России население убывает: в прошлом году минус порядка 400 тысяч человек. И до 2025 г. будет убывать, пока не начнет рожать поколение, пришедшее на свет в период демографического подъема.

– А как же материальная стимуляция рождаемости?

– Она не в полной мере решает проблему. Материнский капитал простимулировал село, периферию, поселки городского типа и Северный Кавказ. А заставить родить взрослую эмансипированную жительницу большого города очень сложно. Миграция сегодня тоже не метод. Мигранты, обладающие высоким качеством человеческого потенциала, к нам в Россию не спешат. Это вопрос качества экономики. А создать направление учебной миграции (как в Новосибирске) пока не удается.   

Что же со всем этим делать? На государственном уровне – конечно, повышать благосостояние народа, чтобы дать родителям возможность прокормить и достойно воспитать своих детей. Также очевидно, что нужна смена ценностей.

Надо формировать традиции, исконно близкие нам, россиянам, основанные на любви, на сохранении семьи и веры.

Даже соответствующие поправки в Конституцию уже подготовили. Понятно, что постиндустриальное общество – другое, многодетных семей, как раньше, уже нет или остались единицы (скорее как исключение из правила). Но мы как-то должны улучшать демографию! Иначе нация просто исчезнет. Справедливости ради нужно отметить, что в обеспеченных семьях уже пошла «мода на детей». И показатель за несколько лет (с момента предыдущей демографической ямы) вырос с 1,35 до 1,7 ребенка. Вроде бы прогресс есть. Но до воспроизводства (а это как минимум 2 ребенка) пока далеко. Поэтому необходима также предупреждающая стратегия.

Как стимулировать, менять, формировать традиции? Прежде всего, конечно, это функция медиа. Об этом надо много говорить, причем с хорошей аргументацией, общаться со своей аудиторией. Ведь долг современного издателя – не только в донесении проверенной и достоверной информации, но и в какой-то степени – в воспитании своего читателя.

«АиФ», например, последние несколько лет в рубрике «Семья» поднимает эту проблему и старается вести широкую просветительскую работу. Мы пишем в том числе о детородном возрасте, объясняя, почему рожать нужно тогда, когда природой предусмотрено, а не тогда, когда мама карьеру построила. Рассказываем, каких радостей в жизни лишают себя сторонники привнесенной в Россию идеологии чайлд-фри. Публикуем истории семей и матерей, которые обрели ребенка благодаря незапланированной беременности и теперь счастливы. Показываем, как живут многодетные семьи в разных уголках страны. Надеюсь, что таким образом мы вносим свою частичку в решение демографического вопроса в России.

Думаю, что нам, женщинам, темы демографии и будущего планеты особенно близки. Бескорыстная любовь, которую мать дарит своему ребенку, необходима каждому живому существу. Ведь все начинается с любви.

Сейчас у нас есть все – и подснежники в декабре, и мандарины в мае. Не хватает только человечности и нежности в людях. А это производные любви. И чем больше такой любви будет в современном мире, тем лучше будут обстоять дела с демографией, тем меньше будет злобы и войн.

– Какой образ женщины формируют современные СМИ?   

– Почему-то сразу вспомнилось движение #MeToo – кампания против сексуального насилия и домогательств (главным героем которой стал Харви Вайнштейн). Эта история, с одной стороны, обезопасила женщин, с другой стороны – разделила мир на тех, кто безоговорочно поддерживал MeToo, и рьяных противников этого движения. Однако, несмотря ни на что, некоторые страны на законодательном уровне внесли поправки, касающиеся домогательств и других форм сексуального насилия. В частности, во Франции ввели штрафы за приставание на улице, а в Швеции половой акт без четко выраженного согласия приравняли к изнасилованию, подобный законопроект внесли в Испании. Это одна сторона медали. А другая – в США мужчины боятся брать на работу женщин на должности помощниц и секретарей.

Я неслучайно вспомнила об этом. На мой взгляд, подобные кампании формируют образ современной женщины как сильной, способной постоять за себя и за свои права.

Да, собственно, и наши, российские СМИ в этом тоже преуспели. Вспомните, о каких женщинах мы обычно читаем накануне женского праздника 8 марта? О тех, которые и коня на скаку…, и в горящую избу… И у нас в предпраздничном выпуске «АиФ» целый разворот посвящен женщинам мужских профессий. И вот мы «получаем» женщин, которые берут на себя ответственность, нагрузки – как в деловой жизни, так и в семейной. Которые всегда готовы подставить свое плечо мужчинам. Но правильно ли это?

Может, лучше начать воспитывать в наших мужчинах ответственность и мужественность? Это вопрос и к обществу в целом, и к нам с вами. Думаю, вместо того чтобы всё брать на себя, уже пора заняться этим.

Возможно, для поддержки семьи требуется не только материнский капитал, но и усилия государства в области сохранения здоровья мужчин. А то ведь уже сейчас дедушек не осталось. Посмотрите – сплошные бабушки. Помните старый анекдот, когда друзья за бутылкой шампанского отмечают 8 марта и одна из женщин произносит тост: «Выпьем за наше женское счастье. За вас, мужики!» Ведь если так пойдет, то в определенном возрасте поднять бокал не за кого будет. Сейчас на тысячу мужчин приходится 1156 женщин. В группе старше 70 лет женщин почти в 2,5 раза больше (2377 к 1000 мужчин). Долгожителей мужчин практически нет, тогда как среди женщин их много. Ученые установили, что самки практически всех видов животных живут дольше благодаря генам. Более того, мужчины в возрасте от 50 до 70 лет более подвержены болезням сердца.

– Ответственны ли журналисты и блогеры за публикуемую информацию о традиционных методах и современных технологиях в области сохранения здоровья?

– В последнее время становится модным такое понятие, как экология медиасреды. В зависимости от набора тех или иных моральных качеств и от отношения к профессии формируется и ответственность журналистов за публикуемую информацию. Плюс закон о СМИ. Но, на мой взгляд, личная ответственность даже важнее.

С началом цифровой революции появилось понятие «информационная этика».

Этика данных рассматривает вопросы сбора и анализа больших массивов данных с точки зрения сохранения анонимности, предотвращения дискриминации определенных групп при сборе и анализе данных, а также касается транспарентности и доверия при сборе, анализе и распространении данных.

Образцом неэтичных данных можно считать эксперимент, поставленный компанией Facebook в Австралии: без ведома пользователей корпорация собирала и анализировала данные молодежи, включая 1,6 млн учеников старших классов в возрасте от 14 до 17 лет, для оценки их эмоционального состояния, в частности для уточнения условий появления депрессии и неуверенности в себе – наиболее уязвимых состояний для подростков.

Вопросы персональных данных – самые чувствительные.

Первый вопрос, возникающий у этичного исследователя в работе с персональными данными, например, полученными из соцсетей: «Можно ли их использовать?» Часто встречается мнение: «Если пользователь по доброй воле пишет о себе в соцсети, значит, по умолчанию его информация открыта и доступна». Однако надо помнить о том, что при регистрации в социальных сетях пользователи крайне редко читают пользовательское соглашение, описывающее права соцсети и пользователя в области хранения и распространения данных. Но тут вопросы скорее к площадке, нежели к журналисту или блогеру.

– Женщины-ньюсмейкеры и женщины-блогеры – что их отличает?

– Масса примеров, когда это одни и те же лица. К примеру, среди друзей «АиФ» есть Дарья Митина, которая у нас выступает как ньюсмейкер и эксперт по вопросам политической жизни, но при этом она является блогером и активно ведет страницы в ЖЖ, Facebook, ВКонтакте. То же самое можно сказать о Нике Ганич, только в области кулинарии, или о Лене Ленц – в фэшн-индустрии. Но это взрослые состоявшиеся женщины, которые не только получили хорошее образование, но и стали профессионалами как в той области, о которой они рассказывают, так и в СМИ.

Другое дело, если мы спустимся на поколение вниз. Вот эти блогерши уже совершенно другого «замеса». Чаще всего области профессиональных интересов у них нет вообще. Они навряд ли смогут выступать с сообщениями на каких-либо серьезных площадках. Конечно, есть и другие молодые женщины, которым не чуждо интернет-общение с публикой.

Молодые врачи, юристы ведут блоги, девушки – специалисты в области IT пытаются доступно рассказать об информационных технологиях, молодые психологи дают советы, которые, возможно, помогут их сверстникам в трудных ситуациях.

У них, конечно, пока аудитория меньше, но набравшись опыта публичного общения в сетях, они со временем, думаю, смогут стать ньюсмейкерами не только на своих индивидуальных, но и на крупных общественных площадках.

Недавно Forbes опубликовал рейтинг самых читаемых блогеров России. Лидируют девушки. Например, Ксения Собчак, 37 лет, 12-е место в рейтинге, имеет 6,5 млн подписчиков в Instagram плюс более 55 млн просмотров на YouTube, ее доход составляет порядка $1 млн. Настя Ивлеева, 28 лет, место в рейтинге звезд – 14-е, 12,4 млн подписчиков в Instagram (основной аккаунт) + более 3 млн на YouTube, доход – $0,9 млн.

Мне кажется, обладая такой многочисленной аудиторией, ты не можешь не быть ньюсмейкером! При этом блогинг дает возможность много зарабатывать. А значит, это уже профессия. Просто не занесенная в официальные реестры. Модель тут – чисто коммерческая: за каждые 1000 просмотров ты получаешь $2,4, если оперируешь в России, и в разы больше за европейскую аудиторию.

В заключение хочу сказать, что сейчас, когда человечество напугано COVID-19, было бы здорово, если бы каждый журналист или блогер, освещая происходящее, руководствовался кодексом чести и хоть треть своих заметок формировал на конструктивно-позитивной основе. Мне кажется, это хоть чуть-чуть оздоровило бы общую ситуацию и сподвигло всех нас задуматься о настоящих ценностях. Ведь «пока люблю я и любим, я чувствую себя живым». И в этом правда сегодняшнего момента.

Марина Мишункина
первый заместитель генерального директора
ИД «Аргументы и факты»
информационное агентство «Global Women Media»