Структура всегда была с нами. Антрополог Джозеф Кэмпбелл взял истории со всего мира и обнаружил, что они все имеют одну и ту же основу. В "Путешествии Героя" Кэмпбелла изложены все основные этапы этой структуры.
Несколько десятилетий спустя Дэн Хармон взял эту же идею и создал Круг Истории. В "Круге истории" Дэна Хармона 8 основных шагов, которые могут спроектировать практически любую историю от открывающей сцены до финального титра. Давайте пройдемся по каждому шагу с примерами, чтобы вы могли применить эту надежную структуру к вашей следующей великой идее.
Универсальный язык повествования
Есть два универсальных языка. Один - математика... другой - сторителлинг. Истории встроены в человеческий опыт. Мы рассказываем нашу историю и передаём опыт, о том, как мы можем жить и отвечаем на вопросы о "правильном" и "неправильном".
Для того чтобы понять, что делает историю хорошей или плохой, не нужно иметь докторскую степень. Мы все знаем, что должна делать история, даже если мы не можем её сформулировать. Возможно, самым распространенным элементом повествования, который "создаёт или ломает" историю, является её структура.
Сегодня наша цель разобраться в одной из таких повествовательных формул: Круге Истории Дэна Хармона. Давайте начнем с быстрого определения.
Что такое "Круг Истории Дэна Хармона"?
Круг историй Дэна Хармона - это структура истории, разделенная на восемь отдельных частей путешествия главного героя. Также эту структуру называют "Эмбрион Истории" или "Эмбрион Сюжета", эти 8 шагов следуют за стремлением персонажа к цели за пределами его обычного мира. Их неизбежное возвращение показывает, что они изменились, независимо от того, достигли ли они своей цели или нет.
Писатель и режиссер Дэн Хармон наиболее известен своей работой в сериалах "Сообщество" и "Рик и Морти".
8 ШАГОВ В КРУГЕ ИСТОРИИ ДЭНА ХАРМОНА:
- Ты - персонаж находится в зоне комфорта,
- Нуждаешься... Но они чего-то хотят.
- Иди - Они попадают в незнакомую ситуацию,
- Ищи - Адаптируйся к ней,
- Найди... Получают то, что они хотели,
- Возьми - платят за это высокую цену,
- Возвращайся - и возвращаются к привычной ситуации,
- Меняйся - осознают изменения.
Допустим, восемь этапов описанного выше Круга Истории чрезвычайно упрощены. Мы рассмотрим каждый из них более подробно, но вы уже должны иметь общее представление о том, как работает Круг Истории. Вот диаграмма, которая показывает и порядок, и форму этого круга.
Почему Круг Истории - это круг? Почему не прямая линия от Шага 1 до Шага 8? Круг даёт импульс сюжету, почти как американские горки.
Главный герой, начинающий с вершины, должен буквально спуститься в сюжете. В нижней части круга они находятся в своей буквальной и фигуративной "нижней точке", а их подъём к успеху в конце также визуально представлен на Круге Истории.
Первое, что вы заметите в круге Хармона, это то, что он полностью узнаваем. Истории, которые мы рассказываем постоянно, часто (но естественно) следуют за Кругом Истории Дэна Хармона. Вот сам создатель, который описывает Круг Истории и как он работает в эпизоде Рика и Морти.
Ты. Нуждаешься. Иди. Ищи. Найди. Возьми. Возвращайся. Меняйся. Это восемь шагов в Круге Истории Дэна Хармона. Потому что повествование - это то, как мы осмысливаем мир вокруг нас. Ты также можешь думать о Круге Истории, как о структуре к "Путешествию Героя" Джозефа Кэмпбелла" или "Спасите котика" Блейка Снайдера - это ещё одна трехактная структура, которая идёт по схожему пути.
Работа Кэмпбелла оказала большое влияние на Джорджа Лукаса, в то время как он создал самую большую кинофраншизу всех времен "Звёздные войны". Вы также можете увидеть отголоски работ Кэмпбелла в фильмах "Матрица", "Гарри Поттер" и "Властелин колец".
Теперь, когда у нас есть общее представление о том, как работает Круг Истории, давайте погрузимся в каждый из восьми этапов более подробно. По пути мы будем использовать примеры из фильмов "Историю игрушек", "Начало" и "Звёздные войны: Новая Надежда".
Шаг первый: Ты
Суть шага "Ты" состоит в том, чтобы установить главного героя истории. Не всегда это может быть один человек. Это может быть семья или команда. Наше знакомство с главным героем, это возможность увидеть их до того, как история по-настоящему начнётся.
Это важно для создания захватывающей арки персонажа. Огромная часть сюжета - это "изменения", которые главный герой делает во время своего путешествия. На этом этапе мы устанавливаем их исходную точку, чтобы в конце можно было оценить эти изменения. Это также время, чтобы понять контекст вокруг персонажа - его мир, правила и то, как герои живут в нём.
Если мы посмотрим на наши примеры, то увидим, как выглядит шаг "Ты".
История игрушек - Мы встречаемся с Вуди и видим радость, которую он получает от того, что является любимой игрушкой Энди.
Начало - Мы встречаемся с Коббом и знакомимся с его работой в качестве подрядчика, крадущего информацию из подсознания людей.
Звёздные войны - Мы встречаем Люка, застрявшего на ферме своего дяди и жаждущего познакомиться с внешним миром.
Шаг второй: Нужда
Как только нас познакомят с главным героем и их миром, следующий шаг - выяснить, что им "нужно". Что-то происходит с нашим персонажем и возникает проблема или вопрос. Именно тогда начинает складываться история - если "Ты" - это "кто" в истории, то "Нужда" - это "что".
Именно здесь мы узнаём главную цель главного героя, погоня за которой будет направлять всю остальную часть истории.
История игрушек - С приходом Базза, Вуди нужно придумать, как снова стать любимчиком Энди.
Начало - Кобб должен решить, принять ли задание Сайто, которое могло бы позволить ему вернуться домой к своим детям.
Звёздные войны - В то время как R2-D2 передаёт послание принцессы Леи, Оби-Ван приглашает Люка присоединиться к нему, чтобы уничтожить "Звезду Смерти".
Шаг третий: Иди
Нужно подтолкнуть нас к действию. Шаг "Иди" знаменует первые шаги главного героя через порог в погоне за целью. Вот почему вы всегда слышите "нам нужен активный герой". Если есть "Нужда", но нет "Иди", то история заканчивается. При написании собственного сценария, сделайте так, чтобы ваша потребность была настолько жизненно важной, чтобы было невозможно не пойти.
Пересечение этого 3-го шага также происходит, когда главный герой входит в нижнюю половину Круга Истории. Оставив свой обычный мир позади и официально войдя в неизвестность.
История игрушек - после того, как Вуди выталкивает Базза из окна, остальные игрушки отворачиваются от него. Энди отвозит Вуди в "Планету Пиццы".
Начало - Кобб отправляется собирать команду для выполнения задания Сайто, включая нового архитектора, фальшивомонетчика и химика.
Звездные войны - Когда Люк возвращается домой, он находит убитых тетю и дядю, теперь он вместе с Оби-Ваном отправляется в Альдераан.
Шаг четвертый: Ищи
Поиск - это то место, где всё начинает усложняться. И в том, что касается истории, которую вы рассказываете, и в том, что касается процесса. Персонаж может решить свою проблему путём поиска ответа. Великие истории не всегда делают это так буквально. В "Круге Истории" Хармона это работает, чтобы держать сюжет и намерение героя активным и прямолинейным.
В большой художественной драме или романе "ищи" потребует большего, чем физический поиск. Это значит, что появится ряд препятствий, которые герой должен преодолеть.
История игрушек - Вуди находит Базза, но они попадают в ловушку в доме Сида, где подвергаются опасности.
Начало - команда Кобба попала в засаду, Сайто расстрелян, у них нет выбора, кроме как продолжать.
Звездные войны - Альдераан уничтожается Звездой Смерти.
Шаг пятый: Найди
Эврика! Герой искал-искал, и теперь он нашёл то, что ему нужно и ради чего отправился в это путешествие. Но закончилась ли история? Нет. Потому что в хорошей истории герой не находит то, что ему нужно.
Может, он и нашел то, что хотел, но оказалось, что ему нужно что-то другое. Что-то большее. Здесь часто происходит столкновение сюжета и развития персонажа.
История игрушек - Вуди планирует свой побег из дома Сида и связывается с Баззом понимая как здорово быть игрушкой.
Начало - Кобб задействует свою цель - Фишера, чтобы помочь проникнуть в его собственное подсознание, но Роберта убивают и отправляют в лимб.
Звездные войны - Планируя свой побег со Звезды Смерти, Люк и Хан спасают принцессу Лею из заточения.
Шестой шаг: Возьми
Возьми всё, что найдешь! И сбегай с ним! Кэмпбелл может назвать эту часть истории волшебным полётом. Несмотря на то, что герой успешно обретает свою Нужду за неё нужно заплатить цену. Даже после первоначального успеха, главный герой терпит большие потери.
В зависимости от жанра, эти "потери" могут быть чем угодно, начиная от временной неудачи и заканчивая смертью главного героя.
История игрушек - Когда Вуди и Базз пытаются вернуться к движущемуся грузовику, батарея садится, оставляя их на месте.
Начало - Кобб и Ариадна рискуют попасть в лимб, чтобы спасти Фишера и Сайто; Кобб, наконец, отпускает свою вину за смерть Мэла.
Звездные войны - Во время побега со Звезды Смерти, Оби-ван жертвует собой, чтобы остальные спаслись.
Шаг седьмой: Вернись
Стадия "вернись" приближает героя к дому. Персонаж возвращается с трофеем или с пустыми руками. Наградой может быть магический предмет, человек, урок... и в результате этого они... меняются.
История игрушек - Вуди и Базз благополучно возвращаются к Энди.
Начало - Кобб выходит из лимба с Сайто и просыпается в самолете, их миссия удалась.
Звёздные войны - Повстанцы начинают атаку на Звезду Смерти, и Люк способен готов её уничтожить.
Шаг восьмой: Изменись
Изменения могут быть личными или это могут быть изменения в окружающем мире. В случае с фильмом или длинной историей, это будет и то, и другое.
Иногда изменение имеет и противоположные эффекты. Мир изменился к лучшему, но, возможно, главный герой изменился к худшему. Играть с этим шагом перемен может быть интересно.
История игрушек - Вуди учится сосуществовать с Баззом.
Начало - Кобб возвращается к своим детям, отпустив свою вину.
Звёздные войны - Люк превратился из мальчика с фермы в летчика повстанцев.
Напоследок о Круге Истории
Изменения - это то, что делает историю хорошей. Изменения - ключ к любой истории. Восемь шагов, встроенных в Круг Истории Дэна Хармона, предназначены для того, чтобы облегчить это изменение.
Что мы делаем, когда рассказываем истории? В базовом, первобытном смысле, мы пытаемся уловить изменения, происходящие вокруг нас. Изменения, которые мы не можем контролировать. Почему люди умирают? Почему солнце восходит каждый день?
Наши истории - это то, как мы лучше понимаем мир вокруг нас. В некотором смысле, истории - это то, как мы помогаем себе справляться с изменениями. Мы напоминаем себе снова и снова, что перемены произойдут, и жизнь будет продолжаться.
Спасибо Studio Binder за оригинальную статью
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram