Если вы посмотрите на какой-нибудь предмет окружающего мира в разных условиях освещения, то при любом освещении он будет восприниматься вами как имеющий один и тот же цвет. Например, зеленое яблоко всегда будет выглядеть зеленым – независимо от того, лежит оно в вазе на кухне или висит на ветке дерева. Человеческий мозг настолько мощен, что постоянно переопределяет цвета, и предметы окружающего мира всегда выглядят так, как они должны выглядеть по мнению мозга. Этот эффект называется хроматической адаптацией (снижением чувствительности глаза к цвету при более или менее длительном его наблюдении) или цветопостоянством.
В эпоху аналоговой фотографии каждый тип пленки был рассчитан на обеспечение точной цветопередачи лишь при определенном освещении. Например, если пленка для съемки на улице использовалась в помещении, освещенном вольфрамовой лампой накаливания, то на снимке появлялся желтый оттенок. Если пленка использовалась в условиях люминесцентного освещения, то изображение принимало зеленый оттенок. Проблема заключалась в том, что не существовало пленок для всех возможных типов освещения. Более того, в течение дня свет меняет оттенок, и пленка, заряженная утром, могла не обеспечить точной цветопередачи в полдень. Для решения этой проблемы использовались цветные фильтры – например, при съемке пленкой, рассчитанной на дневное освещение, в пасмурную погоду фотограф мог использовать оранжевый фильтр для обеспечения точной цветопередачи.
Как и в случае с пленкой, зеленое яблоко, снятое на цифровую камеру в разных условиях освещения, будет иметь на снимках разные тона зеленого или даже разные цвета.
К счастью, цифровое изображение тоже поддается коррекции - не с помощью цветных фильтров, впрочем, а благодаря функции баланса белого, которая доступна как в самой камере, так и в различных программах постобработки снимков.
Когда задействована функция автоматического баланса белого (AWB), процессор камеры анализирует все цвета изображения и убирает цветовой оттенок у нейтральных или белых участков изображения. В условиях нормального дневного освещения это прекрасно срабатывает, однако если в сцене преобладает какой-либо один цвет или на снимке нет естественного белого цвета, то возникает проблема.
Если не вдаваться в подробности, то свет состоит из трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Во всех источниках освещения (например, солнце, фотовспышка, домашняя лампа) эти цвета присутствуют в определенных пропорциях. Эта пропорция может быть описана при помощи такого термина, как «температура цвета». Температура цвета измеряется в градусах Кельвина (K). Согласно шкале, как это ни удивительно, красный и оранжевый – это "холодные" цвета с температурой 2000-3000K, а синий (температуры вплоть до 20000K) - это "теплый цвет". Нейтральный белый цвет имеет температуру 6504K. Другими словами, чем ниже температура, тем "теплее" оттенок, и наоборот - чем выше температура, тем оттенок "холоднее".
Интересно, что шкала цветовой температуры по Кельвину имеет дело с синим и желтым цветом, а не с фиолетовым и зеленым. По этой причине использовать ее лучше в условиях дневного освещения или освещения вольфрамовыми лампами накаливания, поскольку она не работает так же хорошо при люминесцентном освещении.
AWB пытается определить цветовую температуру света и сдвигает общий цветовой баланс снимка, чтобы итоговое изображение было нейтральным. Наилучшим образом AWB работает, если цветовая температура источника освещения окружающего света находится в диапазоне от 3000K до 7000K. AWB неприемлем в профессиональной съемке, поскольку не обеспечивает абсолютно точной цветопередачи - баланс белого определяется для каждого вашего снимка отдельно и не будет одинаковым для всех снимков. Если в кадре преобладает какой-то определенный цвет или вообще нет белого цвета, то AWB может быть введен этим обстоятельством в заблуждение. С другой стороны, для фотолюбителей такой способ установки баланса белого удобен, поскольку не требует вмешательства фотографа и обеспечивает хорошие результаты в большинстве случаев.
Наиболее сложным случаем для AWB является ситуация, когда сцена освещается источниками света с разной температурой. В этом случае части кадра, освещенные каждым из источников света, будут иметь разные цветовые оттенки. Мозг и глаза, что интересно, всё равно в этой ситуации увидят правильные цвета предметов.
Еще одним вариантом в процессе съемки является выбор одного из предустановленных значений баланса белого в зависимости от условий освещения, в которых вы снимаете, не полагаясь на AWB. Многие камеры позволяют фотографу выбрать предустановленные значения баланса белого. Преимущество такого подхода заключается в том, что если в кадре преобладает какой-либо один цвет, то это не оказывает влияния на баланс белого. Вместе с тем, если между предустановленным в камере балансом белого и реальной температурой освещения имеется расхождение, то максимально точная цветопередача обеспечена не будет.
Краткое описание некоторых предустановленных значений баланса белого (температуры цветов указаны для камер Canon; с камерами других производителей, а также в программах постобработки значения температур могут незначительно отличаться):
Дневной свет (Daylight) – цветовая температура 5200K, съемка в полдень и на протяжении большей части дня в безоблачных условиях,
Тень (Shaded places) – цветовая температура 7000K, съемка в условиях небольшого затенения, это предустановленное значение придаст сильную "теплоту" снимку,
Облачно, туманно (Cloudy, hazy) - цветовая температура 6000K, лучше всего использовать в ситуации, когда солнце скрылось за тучами, свет равномерный и рассеянный, имеет голубоватый оттенок. Вы можете использовать это предустановленное значения для того, чтобы сделать снимки "теплее", однако постоянно использовать его не следует, поскольку "теплота" подходит не для всех снимков. В конце-концов, не бывает такой "волшебной" настройки, которая одинаково хорошо пригодна для любых снимков,
Лампа накаливания, вольфрамовая лампа (Tungsten) – цветовая температура 3200K, съемка в условиях искусственного освещения при желтом свете лампы накаливания,
Флуоресцентная, люминесцентная лампа (Fluorescent) – цветовая температура 4000K, съемка при свете люминесцентной лампы, имеющем зеленоватый оттенок. Проблема, однако, заключается в том, что существует несколько типов таких ламп – каждый со своей цветовой температурой, свет при этом излучается прерывисто (мерцает с высокой частотой) и в широком спектре. Еще более осложняет ситуацию то, что со временем такие лампы меняют цветовую температуру,
Вспышка (Flash) – цветовая температура 6000K, для съемки со встроенной или внешней вспышкой.
Возможна и такая ситуация, когда ни одно из предустановленных значений баланса белого (их число ограничено), которое позволяет выбрать камера, не соответствует температуре освещения, при котором вы снимаете. В этом случае некоторые камеры позволяют установить пользовательскую цветовую температуру, задав ее вручную или сфотографировав так специальную карту. В последнем случае фотограф помещает рядом с объектом съемки карту белого или нейтрально-серого цвета либо специальную цветную карту так, чтобы она занимала как можно большую часть кадра и освещалась тем же источником света, что и объект съемки. Прежде чем начать фотосессию, фотограф делает снимок карты и устанавливает по ней баланс белого в камере либо использует этот снимок как «точку отсчета» для определения баланса белого в процессе постобработки RAW-снимков. Пользовательский баланс белого обеспечивает максимально точную цветопередачу и используется в том случае, когда фотограф хочет, чтобы цвета на снимке были именно такими, какими они являются в условиях нейтрального освещения. Такой способ установки баланса белого используется профессионалами.
Многие фотографы ничего не знают о балансе белого либо пренебрегают им, несмотря на то, что это очень полезная функция. Изменяя цветовую температуру, вы придаете сцене определенный вид на основе имеющегося освещения или убираете нежелательный цветовой оттенок. Баланс белого по Кельвину дает возможность тонкой настройки "теплоты" или "холода" сцены. Если баланс белого сдвинут в сторону более высокой цветовой температуры, то изображение получает желтый или оранжевый оттенок. Если же баланс белого сдвинут в сторону более низкой температуры по сравнению с действительной температурой освещения в момент съемки, то изображение получает фиолетовый или синий оттенок.
При съемке в RAW у вас всегда есть возможность экспериментировать и выполнять тонкую настройку баланса белого на компьютере в процессе постобработки. Фактически, это еще один (ручной) способ установки баланса белого, который имеет смысл применять, когда ни один из трех вышеуказанных способов (AWB, выбор из предустановленных значений либо пользовательский баланс белого) не обеспечивает нужного результата. В то же время, это довольно затратный по времени способ, который не обеспечит точной цветопередачи, если вы забыли, как выглядела сцена, которую вы фотографировали. Что же касается съемки в JPEG, то ручной баланс белого возможен с некоторыми программами постобработки, но наилучший результат вы всё равно получите лишь при съемке в RAW.
Одна и та же сцена может выглядеть совершенно по-разному всего лишь за счет изменения ее цветовой температуры. Если ваши снимки слишком «теплые» или «холодные» или не выглядят именно так, как вы хотели бы, то баланс белого станет тем творческим инструментом, который поможет вам реализовать свой замысел. Используйте один из способов выбора баланса белого в зависимости от ваших задач и подходов к съемочному процессу.
Евгений АРТЕМОВ
https://lens-db.ru