Найти тему

Что не так с фильмом «Достать ножи»?

Оглавление

Детектив режиссера Райана Джонсона россиянам понравился — в какой-то момент в кино смотрели больше только «Холодное сердце-2», но оно и понятно. Однако у фильма есть не только плюсы, но и несколько минусов. Предлагаю взглянуть на него критически — и поспорить в комментариях, конечно!

Важно: в тексте есть серьезные спойлеры, так что лучше сперва посмотрите фильм (так и обсуждать интереснее)

Для начала — то, к чему можно придраться, но это нормально:

- Тут есть героиня, которая не умеет врать: это сразу вызывает у нее рвотный рефлекс

Ана де Армас играет в сценах для взрослых, соблазнила Бена Аффлека... Ну а у Райана Джонсона она без остановки блюет ¯\_(ツ)_/¯
Ана де Армас играет в сценах для взрослых, соблазнила Бена Аффлека... Ну а у Райана Джонсона она без остановки блюет ¯\_(ツ)_/¯

Кому-то, наверное, будет неприятно на это смотреть (хотя все без деталей), но нужно понимать, что «Достать ножи» — это переосмысление классических детективов, и многие вещи тут сделаны специально, чтобы обыграть приевшиеся ходы.

Девушка, блюющая в ходе допроса — это смешно и неожиданно: с таким великие киношные детективы еще не сталкивались.

- Имя убийцы (чьи действия привели к смерти) говорят на 30-той минуте двухчасового фильма

Это было бы обидно, если бы мы не видели такого во многих других детективах, особенно скандинавских. Как правило, это делается, чтобы сместить фокус на что-то другое: например, на разложении общества или нравственных терзаниях убийцы.

Последнее хорошо бы подошло фильму «Достать ножи», если бы не моя первая претензия.

Итак

*(на англ.) переубедите меня
*(на англ.) переубедите меня

1. Нас заставляют сопереживать герою, чья единственная цель долгое время — избежать правосудия

На самом деле, отрицательный главный герой — довольно частый ход в фильмах, но одно дело наблюдать за вором или махинатором, и другое — за убийцей, который мешает докопаться до правды на 100% положительным персонажам.

Ну как можно врать такому милому детективу?
Ну как можно врать такому милому детективу?

Да, потом нас пытаются убедить, что герой на самом деле не плох, но мы долго наблюдаем за тем, как он вставляет палки в колеса правосудию, и сопереживать ему трудно.

Согласен, претензия спорная и зависит от морального компаса, но что вы скажете о следующем:

2. Почти все члены семьи жертвы — сценарная «мебель». Убери их из истории — и ничего не изменится

Да, многочисленное семейство автора детективов — основная «фишка» фильма. Тут крутые возрастные актеры (Джейми Ли Кертис, Майкл Шеннон, Дон Джонсон), жизненные типажи (сетевой тролль правых взглядов; увлекающаяся саморазвитием, но неприспособленная к жизни дамочка; неспособный создать ничего своего «креативщик» и т.д.), да и ругаются они прикольно.

Но что, если никто из них не совершал убийства?

Реальный спойлер: из постоянно находящихся в доме к убийству не причастен никто, настоящий убийца (то есть, тот, кто дергал за ниточки) от жертвы относительно удален.

Зачем им тогда уделять столько внимания? Основная интрига разворачивается без них, как и все погони и умозаключения детективов. Отношения внутри семьи на жертву никак не повлияли, их необычные судьбы на сюжете не отразились.

Они могли быть добрыми или злыми, могли появляться только в конце и в начале фильма, или вообще упоминаться лишь на словах — и ничего бы не изменилось.

Они, правда, немного мешают главному герою, но ведь мебель тоже иногда мешает ходить по квартире — что ж, про нее отдельный фильм снимать?

Кстати, классная мебель!
Кстати, классная мебель!
Думаю, такое пренебрежительное отношение к главному козырю фильма связано с относительной неопытностью режиссера (он же автор сценария). Надеюсь, в «Достать ножи-2» будут такие же яркие персонажи, но роль в истории у них будет побольше.

3. В убийце нет ничего человечного — это обычный психопат

Это, скорее, дежурная придирка к большинству современных триллеров: чтобы завернуть интригу покруче, авторы часто делают убийцей совершенно неожиданного человека — брата, свата, соседа, бабушку, дедушку, ребенка, начальника.

Больше всего такой паранойи я за последнее время видел в фильме «Девушка в поезде» с Эмили Блант
Больше всего такой паранойи я за последнее время видел в фильме «Девушка в поезде» с Эмили Блант

И этот доморощенный криминальный талант внезапно начинает проворачивать такие многоходовки, которые и не снились Профессору Мориарти. И уж, конечно, он не станет размениваться на какие-то там терзания как Раскольников: методы следствия в 21-ом веке более совершенны, чем в 19-ом — не до вечных вопросов, знаете ли.

Конечно, в реальности так не бывает: преступник обязательно проколется (сильнее, чем в фильме), да и свое первое убийство он будет переживать более выраженно. Единственный, кто соответствует приведенному портрету — психопат.

Но что-то я сомневаюсь, что в мире есть столько психопатов, сколько с ними выходит триллеров. Скорее, сценаристы разучились создавать живые характеры и пытаются напугать нас одним и тем же пугалом, которое уже почти рассыпалось.

А как вам фильм? Какие ходы и приемы запомнились? Будете смотреть сиквел? Ну и согласны ли вы с моим мнением?)

P.S. Подписывайтесь на канал, здесь еще много чего можно обсудить. И как думаете, стоит ли делать тут больше таких разборов?