Найти в Дзене
ОКОЛО ИСКУССТВА

Ольга Делла-Вос-Кардовская до и после Октября

делла-вос-кардовская русские художники советские художники
2  сентября 1875 года в городе Чернигов родилась Ольга Людвиговна  Делла-Вос-Кардовская, русский советский художник и график. Она вошла в  историю русского искусства как одна из первых художниц, представленных к  званию академиков живописи наряду с Анной Остроумовой-Лебедевой и  Зинаидой Серебряковой...
«В  1895 году в Петербургскую Академию Художеств на приёмный экзамен  съехалось свыше 100 человек. Каждый поступавший должен был обладать  хорошими способностями,чтобы попасть в Академию. В числе  экзаменовавшихся было 25 женщин... За  мольбертом, тщательно обрабатывая рисунок, сидела скромная девушка. В  мастер-скую живописи в отсутствие руководителей, с шумом вошла группа  учеников старших классов Академии, желая, видимо, посмотреть на  новичков. Горделиво, с видом больших знатоков, обходили они каждого  экзаменовавшегося и высказывали во всеуслышание, под-час обидные,  предсказания.
Очередь  дошла до скромн

делла-вос-кардовская русские художники советские художники

2  сентября 1875 года в городе Чернигов родилась Ольга Людвиговна  Делла-Вос-Кардовская, русский советский художник и график. Она вошла в  историю русского искусства как одна из первых художниц, представленных к  званию академиков живописи наряду с Анной Остроумовой-Лебедевой и  Зинаидой Серебряковой...

«В  1895 году в Петербургскую Академию Художеств на приёмный экзамен  съехалось свыше 100 человек. Каждый поступавший должен был обладать  хорошими способностями,чтобы попасть в Академию. В числе  экзаменовавшихся было 25 женщин...

За  мольбертом, тщательно обрабатывая рисунок, сидела скромная девушка. В  мастер-скую живописи в отсутствие руководителей, с шумом вошла группа  учеников старших классов Академии, желая, видимо, посмотреть на  новичков. Горделиво, с видом больших знатоков, обходили они каждого  экзаменовавшегося и высказывали во всеуслышание, под-час обидные,  предсказания.

Очередь  дошла до скромной девушки. Кто-то с иронией, на-смешливо произнёс: «Фи,  а она ведь и правду думает попасть в Академию». Раздался взрыв хохота. В  мастерскую вошёл Илья Ефимович Репин, тогда уже ректор Академии  Художеств,и начал рассматривать работы учеников. Его взор остановился на  этюде, который делала скромная девушка.

Осмотрев  этюд, Репин дал поощрительный отзыв. И стоило только Илье Ефимовичу  удалиться из мастерской, как все ученики повскакали с мест и тесно  обступилисчастливицу, поздравляя её с успехом. А успех был действительно  велик. Из 25 женщин,экзаменовавшихся тогда, была принята только она  одна.
Так поступила в Академию Художеств Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская.

Родилась  Ольга Людвиговна в 1877 году в г. Чернигове в семье служащего.  Первоначальное образование получила в женской гимназии. 14-ти лет (в  1892 году) она уже занималась в студии художника Шрейдера Е. Е., который  приехал из Парижа в Харьков,туда приехала и семья молодой художницы.

Следует  сказать, что художник Шрейдер оказал огромное влияние на дальнейшую  судьбу молодой художницы. Исключительно одарённый и темпераментный  пейзажист, обладавший большим педагогическим опытом, Шрейдер прививал  ученикам любовь к искусству.
Молодая  талантливая художница быстро выдвинулась и ей нередко по поручению  про-фессора Шрейдера приходилось в его отсутствие руководить занятиями в  студии. Окончив студию, по настойчивому предложению Шрейдера Ольга  Людвиговна была направлена в Петербургскую Академию Художеств, в которую  блестяще выдержала экзамен.

В  Академии Художеств она работала первоначально под руководством  профессоров Савинского, Лебедева и Творожникова, а несколько позднее  перешла в студию знаменитого Репина.

1896 год  можно считать началом художественного выступления Делла-Вос-Кардовской.В  этом году, будучи ещё учеником Академии Художеств, она выступает со  своим эскизом «Жанна д’Арк» на устроенной Репиным выставке, носившей  тогда название «Выставка опытов художественного творчества», на которой  принимал участие и сам устроитель.

В 1900 году Ольга  Людвиговна становится неразлучным другом художника Д. Н. Кардовского, с  которым в этом же году выезжает за границу. В 1902 году, по возвращении  из-за границы, художница выступает на академической выставке,  традиционно устраивавшейся весною, выставив ряд пейзажей и большой  портрет «Дама в амазонке», принятую с аплодисментами.

В  этом же году она получает вторую премию за акварель «Екатерина Великая в  Летнем саду», на конкурсе открытых писем,организованном Красным  Крестом.

-5

Итак,  ежегодно Делла-Вос-Кардовская участвовала на всех выставках в столице,  на вы-ставках в Вологде, Архангельске, Харькове и других городах и за  границей в Вене, Париже,Мюнхене и Риме.В 1910 году на выставке Нового  общества художников была приобретена в русский музей в Петербурге  картина «Маленькая женщина», а в последующие годы в музей  АкадемииХудожеств были приобретены «Эскиз к картине» и картина «Весенняя  песня».


8 лет — с 1908 до 1917 года Ольга  Людвиговна руководила студией рисования и живописи в Царском селе.В 1914  году художница получила из Парижа извещение об избрании её в члены  Интернационального института Искусств и Литературы с приглашением  выслать работы для выставки, но начавшаяся империалистическая война  помешала этому.

В начале 1917  года происходило очередное выдвижение кандидатов в академики. Три  известных художника-академика Самокиш — сейчас заслуженный деятель  искусств, Богданов-Бельский и Дубовский выдвинули Ольгу Людвиговну  Делла-Вос-Кардовскую в академики. Она была первая русская женщина,  представленная на это весьма почётное звание.
В  мае 1917 года на очередном заседании Академии Художеств, посвящённом  избранию художников в академики, обсуждалась кандидатура Ольги  Людвиговны. Один академик,из числа консервативных элементов, в  выступлении, ссылаясь на какие-то писаные или неписаные законы,  установленные ещё Екатериной Второй, высказался против выдвижения женщин  в академики.

Присутствовавший  И. Е. Репин в своей горячей речи дал отповедь этому выступлению и  высказался за Кардовскую. Кандидатура Ольги Людвиговны была утверждена.

С  1918 до 1924 года Делла-Вос-Кардовская безвыездно проживала в г.  Переславле-Залесском. Здесь же она вела большую  культурно-просветительную и художественно-педагогическую работу.  Октябрьская социалистическая революция открыла широкую дорогу к  искусству трудящимся массам. На фабрике «Красное эхо» организуется  кружок художников-самоучек, им бесплатно руководила Ольга Людвиговна.

Здесь  же в Переславле она руководит оборудованной ею бесплатной  художественной студией, в которой занималось много любителей живописи.  Были организованы две первые в Переславле художественные выставки. В  1918—1919 гг. она принимает деятельное участие в организации  Краеведческого музея, состоя членом секции по охране памятников  искусства и старины.

Совместно  с Д. Н. Кардовским она занималась также отбором и классификацией ценных  предметов для музея. В 1924 году в Москве она принимается в члены  секции научных работников. В этом же году Ольга Людвиговна получает  извещение об избрании её в профессора Академии Художеств.

С  1924 года художница вновь участвует в выставках «Жар-цвет» Союза  русских художников и на юбилейных выставках Красной Армии и на  устроенной в Нью-Йорке выставке картин русских художников.Совместно с  мужем Д. Н. Кардовским художница по заказу театральной секции исполняла  иллюстрации к «Евгению Онегину» и к «Пиковой даме» — Пушкина, сейчас  соб-ственность музея Пушкина. 

Одновременно  Ольга Людвиговна выполняла государственные заказы. За последнее  десятилетие была выпущена в свет серия цветных писем-открытокс  репродукциями картин художницы — «Футболист», «За весенней работой»,  «Молодая мать»; серия детских открыток на темы «Строим мавзолей»,  «Первое мая», «За чтением»и так далее. Госиздат издал красочный лубок  «Пионеры на привале».
В журнале «Большевистская  печать» в 1938 году была воспроизведена цветная репродукция «Последние  минуты Пушкина», приобретённая музеем Пушкина.Ольга Людвиговна  Делла-Вос-Кардовская даровитая, уже давно сложившаяся художница,  сохранившая свою индивидуальность. Она любит свою родину. 

Тематика  её произведений — родной народ, его герои, его история, его вожди. И не  напрасно поэтому в лучших музеях страны — в Музее изящных искусств,  Русском музее, Красной Армии, Государственной Третьяковской галерее и  многих других музеях СССР хранятся произведения Делла-Вос-Кардовской.

В  1938 году комитет по делам искусств отпраздновал юбилей  художников-супруговД. Н. Кардовского и О. Л. Делла-Вос-Кардовской. В  Москве была устроена юбилейная выставка. Государственная Третьяковская  галерея приобрела произведения художницы «Портрет Д. Н. Кардовского»,  «Портрет писателя Леонова», «Автопортрет», «Портрет В. Н. Фигнер»,  «Екатерининский дворец». - (из статьи: «Художница О. Л.  Делла-Вос-Кардовская».  Переславская Краеведческая Инициатива.  Код:  1143).  

Во  время Великой Отечественной войны была эвакуирована в  Переславль-Залесский. После 1945 года жила в Ленинграде. В 1953 году в  Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР прошла  мемориальная выставка художницы. Работы художницы хранятся в  Третьяковской галерее, Русском музее, Музее революции.
Скончалась Ольга Людвиговна  9 августа 1952 года в Ленинграде.

» искусство