делла-вос-кардовская русские художники советские художники
«В 1895 году в Петербургскую Академию Художеств на приёмный экзамен съехалось свыше 100 человек. Каждый поступавший должен был обладать хорошими способностями,чтобы попасть в Академию. В числе экзаменовавшихся было 25 женщин...
За мольбертом, тщательно обрабатывая рисунок, сидела скромная девушка. В мастер-скую живописи в отсутствие руководителей, с шумом вошла группа учеников старших классов Академии, желая, видимо, посмотреть на новичков. Горделиво, с видом больших знатоков, обходили они каждого экзаменовавшегося и высказывали во всеуслышание, под-час обидные, предсказания.
Очередь дошла до скромной девушки. Кто-то с иронией, на-смешливо произнёс: «Фи, а она ведь и правду думает попасть в Академию». Раздался взрыв хохота. В мастерскую вошёл Илья Ефимович Репин, тогда уже ректор Академии Художеств,и начал рассматривать работы учеников. Его взор остановился на этюде, который делала скромная девушка.
Осмотрев этюд, Репин дал поощрительный отзыв. И стоило только Илье Ефимовичу удалиться из мастерской, как все ученики повскакали с мест и тесно обступилисчастливицу, поздравляя её с успехом. А успех был действительно велик. Из 25 женщин,экзаменовавшихся тогда, была принята только она одна.
Так поступила в Академию Художеств Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская.
Родилась Ольга Людвиговна в 1877 году в г. Чернигове в семье служащего. Первоначальное образование получила в женской гимназии. 14-ти лет (в 1892 году) она уже занималась в студии художника Шрейдера Е. Е., который приехал из Парижа в Харьков,туда приехала и семья молодой художницы.
Следует сказать, что художник Шрейдер оказал огромное влияние на дальнейшую судьбу молодой художницы. Исключительно одарённый и темпераментный пейзажист, обладавший большим педагогическим опытом, Шрейдер прививал ученикам любовь к искусству.
Молодая талантливая художница быстро выдвинулась и ей нередко по поручению про-фессора Шрейдера приходилось в его отсутствие руководить занятиями в студии. Окончив студию, по настойчивому предложению Шрейдера Ольга Людвиговна была направлена в Петербургскую Академию Художеств, в которую блестяще выдержала экзамен.
В Академии Художеств она работала первоначально под руководством профессоров Савинского, Лебедева и Творожникова, а несколько позднее перешла в студию знаменитого Репина.
1896 год можно считать началом художественного выступления Делла-Вос-Кардовской.В этом году, будучи ещё учеником Академии Художеств, она выступает со своим эскизом «Жанна д’Арк» на устроенной Репиным выставке, носившей тогда название «Выставка опытов художественного творчества», на которой принимал участие и сам устроитель.
В 1900 году Ольга Людвиговна становится неразлучным другом художника Д. Н. Кардовского, с которым в этом же году выезжает за границу. В 1902 году, по возвращении из-за границы, художница выступает на академической выставке, традиционно устраивавшейся весною, выставив ряд пейзажей и большой портрет «Дама в амазонке», принятую с аплодисментами.
В этом же году она получает вторую премию за акварель «Екатерина Великая в Летнем саду», на конкурсе открытых писем,организованном Красным Крестом.
Итак, ежегодно Делла-Вос-Кардовская участвовала на всех выставках в столице, на вы-ставках в Вологде, Архангельске, Харькове и других городах и за границей в Вене, Париже,Мюнхене и Риме.В 1910 году на выставке Нового общества художников была приобретена в русский музей в Петербурге картина «Маленькая женщина», а в последующие годы в музей АкадемииХудожеств были приобретены «Эскиз к картине» и картина «Весенняя песня».
8 лет — с 1908 до 1917 года Ольга Людвиговна руководила студией рисования и живописи в Царском селе.В 1914 году художница получила из Парижа извещение об избрании её в члены Интернационального института Искусств и Литературы с приглашением выслать работы для выставки, но начавшаяся империалистическая война помешала этому.
В начале 1917 года происходило очередное выдвижение кандидатов в академики. Три известных художника-академика Самокиш — сейчас заслуженный деятель искусств, Богданов-Бельский и Дубовский выдвинули Ольгу Людвиговну Делла-Вос-Кардовскую в академики. Она была первая русская женщина, представленная на это весьма почётное звание.
В мае 1917 года на очередном заседании Академии Художеств, посвящённом избранию художников в академики, обсуждалась кандидатура Ольги Людвиговны. Один академик,из числа консервативных элементов, в выступлении, ссылаясь на какие-то писаные или неписаные законы, установленные ещё Екатериной Второй, высказался против выдвижения женщин в академики.
Присутствовавший И. Е. Репин в своей горячей речи дал отповедь этому выступлению и высказался за Кардовскую. Кандидатура Ольги Людвиговны была утверждена.
С 1918 до 1924 года Делла-Вос-Кардовская безвыездно проживала в г. Переславле-Залесском. Здесь же она вела большую культурно-просветительную и художественно-педагогическую работу. Октябрьская социалистическая революция открыла широкую дорогу к искусству трудящимся массам. На фабрике «Красное эхо» организуется кружок художников-самоучек, им бесплатно руководила Ольга Людвиговна.
Здесь же в Переславле она руководит оборудованной ею бесплатной художественной студией, в которой занималось много любителей живописи. Были организованы две первые в Переславле художественные выставки. В 1918—1919 гг. она принимает деятельное участие в организации Краеведческого музея, состоя членом секции по охране памятников искусства и старины.
Совместно с Д. Н. Кардовским она занималась также отбором и классификацией ценных предметов для музея. В 1924 году в Москве она принимается в члены секции научных работников. В этом же году Ольга Людвиговна получает извещение об избрании её в профессора Академии Художеств.
С 1924 года художница вновь участвует в выставках «Жар-цвет» Союза русских художников и на юбилейных выставках Красной Армии и на устроенной в Нью-Йорке выставке картин русских художников.Совместно с мужем Д. Н. Кардовским художница по заказу театральной секции исполняла иллюстрации к «Евгению Онегину» и к «Пиковой даме» — Пушкина, сейчас соб-ственность музея Пушкина.
Одновременно Ольга Людвиговна выполняла государственные заказы. За последнее десятилетие была выпущена в свет серия цветных писем-открытокс репродукциями картин художницы — «Футболист», «За весенней работой», «Молодая мать»; серия детских открыток на темы «Строим мавзолей», «Первое мая», «За чтением»и так далее. Госиздат издал красочный лубок «Пионеры на привале».
В журнале «Большевистская печать» в 1938 году была воспроизведена цветная репродукция «Последние минуты Пушкина», приобретённая музеем Пушкина.Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовская даровитая, уже давно сложившаяся художница, сохранившая свою индивидуальность. Она любит свою родину.
Тематика её произведений — родной народ, его герои, его история, его вожди. И не напрасно поэтому в лучших музеях страны — в Музее изящных искусств, Русском музее, Красной Армии, Государственной Третьяковской галерее и многих других музеях СССР хранятся произведения Делла-Вос-Кардовской.
В 1938 году комитет по делам искусств отпраздновал юбилей художников-супруговД. Н. Кардовского и О. Л. Делла-Вос-Кардовской. В Москве была устроена юбилейная выставка. Государственная Третьяковская галерея приобрела произведения художницы «Портрет Д. Н. Кардовского», «Портрет писателя Леонова», «Автопортрет», «Портрет В. Н. Фигнер», «Екатерининский дворец». - (из статьи: «Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская». Переславская Краеведческая Инициатива. Код: 1143).
Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Переславль-Залесский. После 1945 года жила в Ленинграде. В 1953 году в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР прошла мемориальная выставка художницы. Работы художницы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее революции.
Скончалась Ольга Людвиговна 9 августа 1952 года в Ленинграде.