Найти в Дзене

Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни ребенка происходят важные конфигурации в развитии речи. Для ребенка этого возраста становится нормой верное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, ребенок дошкольного возраста может найти собственные речевые недостатки. Дети шестого года жизни свободно употребляют средства интонационной выразительности: могут декламировать стихи грустно, забавно или празднично, способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или бесшумно делиться своими секретами и т.п.). Шестилетний ребенок начинает применять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь также активно дополняется существительными, которые означают названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, которые означают трудовые действия людей различных профессий; прилагательными и наречиями, которые отображают качество действий, отноше

На шестом году жизни ребенка происходят важные конфигурации в развитии речи. Для ребенка этого возраста становится нормой верное произношение звуков.

Сравнивая свою речь с речью взрослых, ребенок дошкольного возраста может найти собственные речевые недостатки. Дети шестого года жизни свободно употребляют средства интонационной выразительности: могут декламировать стихи грустно, забавно или празднично, способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или бесшумно делиться своими секретами и т.п.).

Шестилетний ребенок начинает применять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь также активно дополняется существительными, которые означают названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, которые означают трудовые действия людей различных профессий; прилагательными и наречиями, которые отображают качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста могут применять в речи сложные случаи грамматики:

- несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, они следуют орфоэпическим нормам языка;

- дети способны к звуковому разбору обычных трехзвуковых слов.
Ребенок в этом возрасте обучается самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивает правила речевого этикета, употребляет прямую и косвенную речь; в описательном и повествовательном монологах способен передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, применяя при этом эпитеты и сопоставления.

Дети шести-семи лет понимают себя как личность, как самостоятельные субъекты деятельности и поведения.

Возможность удачно исполнять действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все наиболее активно включается речь.

Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения немаловажных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Конечно же, понятия детей дошкольного возраста не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с их непосредственным опытом. Часто свои первые понятийные обобщения дети совершают, исходя из многофункционального назначения предметов или действий, которые с ними можно исполнять. Так, они могут соединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», потому что она также может существовать в лесу, а изображения девочки и платья будет соединены, потому что она его носит.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с различным контингентом людей (взрослыми и ровесниками, знакомыми и неизвестными). Дети не только правильно говорят, но и отлично распознают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка дозволяет им удачно образовывать довольно трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети внимательно реагируют на различные грамматические ошибки, как свои, так и остальных людей, у них наблюдаются первые попытки осмыслить грамматические индивидуальности языка.

В собственной речи дети старшего дошкольного возраста все чаще употребляют трудные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В шесть-семь лет возрастает словарный запас. Дети точно употребляют слова для передачи собственных мыслей, представлений, воспоминаний, чувств, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим значительно увеличиваются и способности детей воспринимать значения слов. Они уже могут разъяснить малоизвестные или безызвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах), причем детское понимание их значений нередко весьма схоже с общепризнанным.

В процессе диалога дети пытаются всесторонне ответить на вопросы, сами задают вопросы, понятные собеседнику, согласуют свои высказывания с репликами остальных. Активно развивается и иная форма речи - монологическая. Дети могут поочередно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания все наиболее утрачивают черты ситуативной речи. Для того чтобы и речь была наиболее понятна собеседнику, дети старшего дошкольного возраста активно употребляют различные экспрессивные средства: интонация, мимика, жест.

К семи годам возникает речь-рассуждение. Важнейшим результатом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь делается подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства дети формируются как будущие самостоятельные читатели. Их интерес к процессу чтения делается все наиболее устойчивым.