Не только Кремль рассматривает белорусский кризис как возможность полностью подчинить себе соседнюю страну. Российские олигархи смотрят на привлекательные активы обанкротившегося диктатора так же, а может быть, и более похотливо.
Когда Владимир Путин объявляет, что он уже сформировал «резерв» из своих правоохранительных органов, чтобы поспешить с «братской помощью» провалившемуся Александру Лукашенко, за кулисами большой политики разыгрывается другая игра - на крупные интересы и огромные деньги, чтобы закрепить то, что уже вложили в Белоруссию миллиардеры из Москвы, и то, что они там еще могут проглотить.
Россия - крупнейший кредитор Белоруссии. Долг Минска Москве составляет 7,92 миллиарда долларов. (48% всего внешнего долга страны). Российские компании покупают от 45% до 80% того, что производят белорусские промышленные гиганты, такие как Минский автомобильный завод, МТЗ или БелАЗ.
Но даже масштабы долга или рыночной зависимости от огромного соседа не отражают реального влияния России на экономику Белоруссии и не указывают на самых влиятельных людей, вовлеченных в экономическую борьбу за Белоруссию.
Потому что не только российское государство и бизнес, который оно контролирует, но и частные компании поддерживают нынешнее руководство Белоруссии и очень активны за кулисами.
Нефть, уголь и криптовалюта
Начать стоит с нефтяной и угольной империи семьи Михаила Гуцериева (в 2015-19 годах это была самая богатая семья в России, затем она уступила Аркадию Ротенбергу, его брату и сыну). Нефтяная компания Гуцуриева "Сафмар" стала единственным поставщиком сырья для белорусской нефтехимии после того, как Путин приостановил поставки российской нефти в соседнюю страну в январе 2020 года. Гуцерев также считается партнером старшего сына Лукашенко Виктора в торговле криптовалютой в Минске и отмывании денег. Также широко распространено мнение, что Гуцериев является партнером старшего сына Лукашенко Виктора в торговле криптовалютой в Минске и отмывании денег.
Другой партнер Лукашенко - Герман Греф, президент крупнейшего российского банка "Сбербанк", которого считают системным либералом. Он вложил в белорусскую недвижимость сотни миллионов долларов. Его банк является владельцем белорусского БПС-Сбербанк. Во время неоднократных визитов в Минск Греф выразил полную поддержку Лукашенко. Во время своего последнего пребывания в июле он объявил о новых инвестициях в Беларусь и принял участие в открытии дорогостоящего фонтана, который подарил Минску.
Кроме того, Сбербанк является крупнейшим кредитором Гуцериева, который задолжал ему около 5 млрд. долларов (все имущество его семьи сейчас стоит менее 3,2 млрд). Большая часть этих денег вложена в Белоруссию.
Дмитрий Мазепин также активен на «белорусском фронте». Когда в стране вспыхнули протесты, он инициировал создание Белорусского сберегательного комитета, который должен был объединить российских и белорусских предпринимателей вокруг власти. Мазепин владеет "Уралхимом", компанией, контролирующей значительную часть российского производства удобрений. Его бизнес также является крупным должником того же Сбербанка, у которого он уже взял 3,9 миллиарда долларов (годовой оборот "Уралхима" - около 1,2 млрд).
Основным конкурентом компании Мазепина является белорусский гигант "Беларуськалий" стоимостью 30 миллиардов долларов, который российский магнат хотел бы забрать себе в обмен на поддержку, оказанную Лукашенко.
Ценная добыча для захвата
Современная российская олигархическая система выросла из приватизации промышленности, построенной в СССР в 1990-х годах. С тех пор постсоветский потенциал не модернизировался. Сегодня 23 из 30 крупнейших компаний России основаны на том, что было построено в коммунистическую эпоху (в Китае только 7 из 100 крупнейших компаний основаны на том, что было построено до 1990 года).
В Белоруссии не было приватизации по-российски, и большинство предприятий все еще находятся в государственной собственности. Российский бизнес рассматривает белорусскую экономику как ценный актив, который было бы легко захватить, если бы терпящий поражение лидер был вынужден покупать свое время на большую часть государственных активов.
Таким образом, российские олигархи, которые сами являются финансовыми банкротами, заключают договор "власть за активы" с политически обанкротившимся белорусским диктатором.
Я убежден, что банкир Греф - самый важный лоббист Лукашенко в Кремле, который посылает свои сигналы прямо в ухо Путину и в то же время добивается гарантий интересов своего банка и его должников в Белоруссии.
Отношения между Россией и Белоруссией не следует рассматривать исключительно с геополитической точки зрения. Их важная составляющая - большая игра с миллиардными ставками. Россия жестко играет за "белорусское семейное серебро" своего соседа, обвиняя Запад во вмешательстве в дела суверенной страны.