Ненастоящее молоко и чрезвычайно дешевая смесь сыворотки и растительных масел губят фермеров в Западной Африке. Этот побочный продукт переработки молока массово поставляется в виде порошка крупными европейскими производителями, многие считают циничным использованием экономических преимуществ.
Когда Хамиду Бандэ вырос в африканской сельскохозяйственной стране Буркина-Фасо в конце 1970-х, идея пить импортное молоко была невообразимой. Дети в школе пили свежее молоко, которое доставляли кочевники, а его отец продавал молоко местного стада местным молочным заводам.
Сегодня ни одна капля молока, производимого более чем 300 его коровами, не используется на месте. Его животные продаются на мясо в соседние страны, и иногда он выливает молоко прямо на землю.
Случай Банде отнюдь не уникален. Местная промышленность заявляет, что европейские производители используют рынки Западной Африки, чтобы избавиться от гектолитров некачественных продуктов, изготовленных из бесполезных молочных ингредиентов, которые они не могут продавать в ЕС. Этот дешевый «похожий на молоко продукт» обогащен растительными жирами, в том числе пальмовым маслом, а его низкая стоимость и легкая доступность означают, что местные фермеры обречены на провал, что усугубляет экономический кризис.
«Я пытался продать свое молоко, но в основном это была пустая трата времени, и в итоге я его вылил», – сказал Банде, крупный мужчина в белом, который является президентом Национальной ассоциации заводчиков Буркина-Фасо.
В ходе расследования, проведенного СМИ в течение последних шести месяцев в Буркина-Фасо, Мали, Мавритании и Сенегале, выяснили, насколько разрушительным является импорт так называемого сухого жирного молока для отечественной молочной промышленности и, следовательно, для общества в целом. Эта жидкость в основном состоит из сыворотки и растительного масла.
Западноафриканские производители молочных продуктов считают гибридные продукты основной причиной своих проблем. Более того, правительственные чиновники Западной Африки, мелкие владельцы молочных ферм и фермеры утверждали, что искусственные продукты имеют более низкую питательную ценность и экологически вредны.
Пальмовое масло, содержащееся в этих продуктах, обычно поступает из Малайзии и Индонезии.
Миллионы западноафриканских кочевников, которые веками пасли свои стада в Сахеле, сталкиваются с проблемами. Изменение климата привело к быстрой миграции в поисках воды, оставив сотни тысяч людей без элементарных мер безопасности.
Также важно помнить, что африканские коровы менее продуктивны, чем европейские коровы. В сезон дождей они производят всего четыре литра молока в день по сравнению с 28 литрами в Европе.
Торговые соглашения
Местная молочная промышленность испытывает растущее давление с тех пор, как Буркина-Фасо и ее соседи открыли свои рынки для Европы посредством ряда торговых соглашений почти два десятилетия назад.
Хотя эти страны поддерживают высокие тарифы для защиты таких продуктов, как свежее молоко и сыр, с щедрыми субсидиями для европейских фермеров в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС, список больше не включает сухое молоко и концентрированное молоко. Эти продукты облагаются пошлиной всего в 5%, потому что правительства региона считают их ключевым продуктом для бедных и детей.
Местные производители говорят, что это открывает путь к выводу на местный рынок дешевого ненастоящего молока.
Ирландские молочные компании, такие как Ornua и Lakeland, были пионерами в этой отрасли в начале века. Порошковые насыщенные жиры были идеальным решением для производителей сливочного масла, ищущих рынки сбыта богатой белком сыворотки, оставшейся после того, как молочный жир был разделен на основной продукт.
Чтобы избежать дорогостоящего процесса утилизации тысяч тонн сыворотки, компании решили сделать молочно-подобную субстанцию, добавив пальмовое масло и другие растительные вещества, такие как рапсовое масло.
В Европе эта идея потерпела неудачу, но Африка оказалась идеальным рынком благодаря более низкой покупательной способности ее граждан и растущему населению в таких странах, как Нигерия, Нигер и Сенегал. Европа также продает такую продукцию на Ближний Восток и в Азию.
Сомманого Коуту, министр сельского хозяйства Буркина-Фасо, говорит, что этот импорт имеет серьезные последствия. «Парадоксально, что мы живем в стране фермеров, где нельзя купить свежее молоко», – сказал он.
Он подчеркивает, что правительство пытается укрепить местных фермеров, улучшая качество кормов и предоставляя им генетические решения, которые положительно влияют на иммунитет свиней. Он также сомневается в ценности пропитанного жиром порошка для здоровья.
– Это молоко заполняет наши школы и очень вредно для здоровья наших детей, – сказал он.
Некоторые утверждают, что этого продукта нельзя избежать. Большая часть потребляемого здесь молока содержит растительные жиры ”, – сказал 51-летний Илахда Аг Мохаммед, фермер из Лере, Мали, который покинул свой родной город в результате гражданской войны 2012 года и сейчас живет в лагере беженцев ООН в Мавритании неподалеку город Мбера. «Но что касается меня, я бы не хотел пить это молоко», – добавил он.
Откуда это молоко?
Супермаркеты в Гане, Сенегале, Буркина-Фасо и Мавритании полны сухого обезжиренного молока. Некоторое даже рекомендованы детям с одного года.
Торговые данные показывают, что Европа доминирует в этой отрасли. ЕС — крупнейший производитель коровьего молока в мире. В 2018 году производство составило 145 миллионов тонн, за ними следуют США с 99 миллионами тонн и Индия – 76 миллионов тонн.
Производство увеличилось в 2016 году, когда в ЕС была снята квота. В 2018 году экспорт сухого молока с высоким содержанием жира увеличился на 7000 тонн в год, что является более чем трехкратным скачком за десять лет, согласно данным European Milk Board, отраслевой организации, объединяющей производителей из 16 стран.
По данным ЕС, экспорт «переработанных пищевых продуктов» в Буркина-Фасо (большинство из которых, по мнению экспертов, составляет сухое молоко) увеличился с более чем 1,5 тысячи тонн в 2009 году до более 8 тысяч десятилетие спустя. В прошлом году Сенегал импортировал почти 86 000 тонн этого продукта, по сравнению с 656 тысячами тонн в 2017 году. Объем импорта сухого молока в Нигерию увеличился в четыре раза за последние 17 лет, достигнув 94 000 тонн в прошлом году.
Новая Зеландия, США и другие страны также экспортируют сухое молоко в Западную Африку, хотя и в меньших масштабах. Это молоко хорошее, говорят производители.
Европейские экспортеры молочных продуктов утверждают, что у Африки просто нет инвестиционного потенциала для удовлетворения потребностей быстро растущего населения региона. Они также ставят под сомнение риски для здоровья от сухого молока.
«Мы считаем, что европейский экспорт молочной продукции является ключом к обеспечению продовольственной безопасности в Западной Африке», – говорится в февральском заявлении лоббистской группы EUCOLAIT, в которую входят французская компания Lactalis и ирландская Ornua. «Нет никаких признаков того, что отечественное производство сможет полностью заменить импорт в ближайшем будущем».
Конор Малвихилл, глава Dairy Industry Ireland, одной из самых влиятельных лоббистских ассоциаций в европейской молочной промышленности, сравнивает утверждения о недобросовестной конкуренции с утверждениями о том, что кенийские розы красивее роз, выращенных в графстве Слайго на западе Ирландии.
«В разных регионах есть лучшие или худшие условия для производства отдельных продуктов, а у нас в Ирландии лучшие условия для производства молочных продуктов», – сказал он. И, защищая сухое молоко, он добавил: «Нет лучшего продукта для быстро растущего населения».
Представители отрасли, пожелавшие остаться неизвестными, также отметили, что такие компании, как швейцарская Nestl и датская Arla, сотрудничают с местными африканскими молочными заводами, чтобы помочь мелким фермерам, а также инвестируют в африканские молочные предприятия по розливу.
Представитель Европейской комиссии сказал, что сельскохозяйственная политика ЕС отходит от субсидирования конкретных продуктов, «чтобы поддержать фермеров таким оразом, чтобы это не мешало свободным рынкам и торговле». Представитель подчеркнул, что основными причинами нехватки внутренних запасов свежего молока в Западной Африке являются структурные, включая высокие производственные затраты, плохую инфраструктуру и проблемы с улучшением генетического качества свиней.
По его мнению, африканские страны могут принять меры для временного ограничения импорта в соответствии с правилами ВТО и принципами, изложенными в соглашениях об экономическом сотрудничестве с Ганой и Кот-д’Вуаром.
– Стоит помнить, что почти 90 % молока, производимого в ЕС, потребляется в ЕС. По словам представителя компании, на экспорт идет лишь чуть более 10%.
– Основной экспортный продукт — сыр. Он распространяется по всему миру, с особым упором на Северную Америку и Азию.
Африканцы защищаются
Многие страны Западной Африки, включая Нигерию, крупнейшую экономику континента, уже предприняли шаги по ограничению роста импорта молока и поддержке отечественных производителей. Однако фермеры говорят, что конкуренция настолько жесткая, что этих решений недостаточно.
«Если мы будем продолжать в том же духе, мы умрем», – сказал Нур Аль Аятт Уэдраого, владелец молочной фермы в 15 км к югу от столицы Буркина-Фасо Уагадугу.
– Не понимаю, зачем молодым людям пить молоко, сдобренное пальмовым маслом.