Найти тему
Записки белокнижника

Владислав Крапивин не просто писал для детей и подростков, но и был их лучшим другом

Оглавление

Краткая биография Владислава Крапивина, одного из самых плодовитых писателей

Наш уральский писатель, Владислав Крапивин родился в семье педагогов Петра Фёдоровича и Ольги Петровны (1904—1981) Крапивиных, семья жила в Тюмени.

В 1956 году, Крапивин поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А. М. Горького. В годы студенчества занимался в литературном кружке под руководством редактора «Уральского следопыта» В. Н. Шустова, был принят на работу в газету «Вечерний Свердловск»..

Как начинающий литератор В. П. Крапивин, по его личному признанию, испытал большое влияние К. Г. Паустовского.

Первая книга В. П. Крапивина — «Рейс „Ориона“» — вышла в 1962 году в свердловском издательстве. В 1963 году на совещании молодых писателей в Москве он занимался в секции детской литературы.

В 1964 году Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР. В 1970—1980-е годы являлся членом редколлегий журналов «Пионер» и «Уральский следопыт».

-2

С 2006 года присуждается ежегодная Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина. Председателем жюри является сам Владислав Крапивин.

Чтобы собрать все повести и романы Крапивина, потребуется отдельный шкаф

Владислав Крапивин написал бессчетное количество повестей и романов. Сам он признавался в интервью, что не считал их. Самые знаковые произведения, тем не менее, были написаны в 1965—1982 гг., именно они породили образ-понятие «крапивинские мальчики».

-3

Корпус произведений «крапивинской прозы» составляют:

  • «Оруженосец Кашка» (1965);
  • «Валькины друзья и паруса» (1966);
  • «Бегство рогатых викингов» (1969);
  • «Тень Каравеллы» (1970);
  • «Алые перья стрел» (1971);
  • «Мальчик со шпагой» (1973—1975);
  • «Мушкетёр и фея» (1975);
  • «Ковёр-самолёт» (1975);
  • «Журавлёнок и молнии» (1981);
  • «Сказки Севки Глущенко» (1982).

Друг всех детей и подростков

Одновременно с литературным творчеством Владислав Крапивин занимался проблемами детства и детского движения, изучал педагогику Я. Корчака, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и становится неформальным лидером детского движения на Урале.

-4

В 1961 году Владислав Крапивин создал в Свердловске детский разновозрастный отряд «Каравелла», который в 1965 году получает статус отдельной пионерской дружины и пресс-центра всесоюзного журнала «Пионер». Но такая организация была воспринята властями как угроза, и они предприняли несколько попыток прекратить деятельность отряда «Каравелла», но В. П. Крапивину удалось отстоять организацию. Позднее Крапивин вспоминал:

Меня невозможно было выгнать с работы — вот ведь с чем сталкивались тогдашние чиновники. Из писателей меня выгнать можно было только на съезде писателей или в крайнем случае на пленуме. А за что? Слава богу, там люди же были не все дураки.


Образ "крапивинского мальчика"

Девизом «Каравеллы» стала клятва:

«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

В буднях отряда формировался образ нового романтического героя — смелого и бескорыстного, не приемлющего мещанскую мораль и обывательский образ жизни. Такой герой занял центральное место в творчестве писателя.

Писателю удалось создать целый мир - не только на бумаге, но и в жизни.

Это исключительный случай! Исследователи творчества В. П. Крапивина отмечают неразрывную связь литературного труда писателя с его педагогической деятельностью. Сергей Баруздин указывал, что отряд «Каравелла» стал реальным воплощением в жизнь педагогических идей В. Крапивина.

Так, писатель отстаивает идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека; предлагает принцип сотрудничества поколений, как основу развития человека и человечества в целом; формулирует мысль о необходимости присутствия в жизни высокой идеи, мечты, параллельного пространства, как источника получения человеком внутренней силы и определения собственной миссии.

-5

Владислав Крапивин был уникальным писателем и человеком,

единственным и неповторимым, потому что его слова не расходились с делом. Он не только мечтал, он воплощал мечты в жизнь, показывая, как можно и нужно работать с детьми, как их воспитывать.

При том количестве детских книг зарубежных авторов, которыми читателей заваливают в интернет-магазинах и розничных магазинах, удивительно, что великолепные книги нашего соотечественника, несопоставимые по силе таланта и идее с весьма скромной зарубежной детской прозой (на его фоне), пребывают в тени.