Все мы родом из детства... фраза избитая и опошленная. Много на свете опошленной правды. И эта - из того же легиона.
Сейчас принято ловить волны хайпа и писать не по велению сердца, а по инфоповодам. Собственно, так оно было всегда - просто сейчас появилось подходящее словечко. Инфоповод. Звучит как название одноклеточного растения...
Но в конце концов, это мой блог, и я решаю, о чём здесь написать.
Полноценная статья выйдет уже сегодня вечером. А это - всего лишь небольшое эссе на тему.
Сегодняшний повод - очень и очень грустный. И я не мог не написать об этом... ведь для меня Борис Владимирович Клюев - не просто хороший актёр. Это актёр, который, без шуток, сделал моё детство чуть интереснее и чуть веселее. Я следил за его новыми работами, читал интервью...
И вот теперь - его не стало. Не стало пожилого человека, два года боровшегося со страшным заболеванием. Но от этого не легче. Не легче, потому что Клюев со мной - всю мою пока короткую жизнь.
Таким я увидел его впервые. Мне было пять лет, и я взахлёб смотрел свой любимый фильм - "д'Артаньян и три мушкетёра". Граф Рошфор, один из главных отрицательных персонажей, запомнился мне, как высокий человек с красивым, глубоким голосом. А ещё я хотел себе шляпу и плащ, как у него.
Клюевский Рошфор надолго врезался в память... воистину, отрицательные герои всегда стократ притягательнее положительных.
Следующая важная встреча с Борисом Клюевым состоялась в восемь лет, когда я посмотрел "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона". Там он сыграл Майкрофта Холмса - брата великого английского детектива. Изящный и бесконечно обаятельный, высокопоставленный английский джентльмен в исполнении Клюева выбивался даже на фоне мощных советских актёров, бывших на первых ролях. В нём чувствовался какой-то внутренний аристократизм, притом, что сам актёр происхождения далеко не благородного. Это ли не магия актёрского ремесла?
Однако в памяти моего поколения, поколения нулевых, Борис Клюев навсегда останется Николаем Петровичем из сериала "Воронины". Если вы прошерстите Интернет, и в особенности - соцсети - вы заметите, что теперь, в основном, вспоминают именно эту его работу. Сериал, которому Клюев отдал последние 11 лет своей жизни, конечно, нельзя назвать шедевром кинематографии. Но если такое количество молодых и не очень зрителей снова влюбились в, как это всем казалось, давно всеми любимого актёра и в его персонажа, наверное, это что-нибудь да значит. Что греха таить: и для меня "Воронины" - это часть детства, часть моего воспитания. И хамоватый старик с грубым чувством юмора, но добрым сердцем - тот самый Николай Петрович - стал главной её звездой.
Скажу честно: мне до сих пор не вериться, что такого блистательного, такого талантливого человека больше нет с нами. Подобные чувства я испытывал три года назад, когда не стало кумира моего детства, Михаила Задорнова. А теперь ушёл и Клюев. Можно сказать, что уходит эпоха. Но я скажу, что уходит моё детство. Тоже, своего рода эпоха...
Но я не люблю предаваться унынию. Борис Клюев прожил длинную, полную ярких ролей и интересных людей жизнь. Он подарил миллионам зрителей радость, а иным - и самый настоящий праздник. И в нашем сердце всегда останутся самые тёплые воспоминания об этом прекрасном актёре. Мы ещё не раз пересмотрим его фильмы и спектакли, ещё не раз встретимся со всеми полюбившимися героями.
Прощайте, граф Рошфор... прощайте, мистер Майкрофт Холмс... прощайте все! И здравствуйте вновь!
Павел Пластинин