Найти тему
Камилла Нигматуллина

Что готовит учебный 2020-2021 год

Церемония посвящения в студенты – онлайн, вручение студенческих без торжественных собраний, дистанционные лекции и маски в аудиториях – сложно себе было представить такой сценарий год назад, но сегодня это уже никого не удивляет. За полгода мы привыкли к разным ситуациям и требованиям, а также к общей неопределенности. Как это повлияет на нашу дальнейшую образовательную деятельность?

на вручении студенческих билетов главной задачей всегда было замотивировать и настроить на учебу
на вручении студенческих билетов главной задачей всегда было замотивировать и настроить на учебу

1. Мы стали более гибкими.

Мы – это коллеги, отдельные процессы, надеюсь, что и студенты. Лекция в Zoom? Без проблем. Перевести все в MS Teams? Дайте мне полчаса. Собрать отчет с целого института? «Подержите мое пиво». Этой гибкости часто не хватало раньше, когда мы ходили по заколдованному кругу норм и предписаний, которые противоречили друг другу. Сейчас сохраняются внешние ограничения, но именно внутренние – кажется – ослабевают.

2. Фокус сместился с формы на содержание.

Мы задумались о том, каков результат обучения и какими способами его можно добиться, а также как его правильно измерить. Не потому, что грядет аккредитация, а потому что стало понятно, что отдельные классические формы передачи знаний и навыков устарели. Зачем 1,5 часа рассказывать материал, который можно один раз записать и отправить ссылку, а потом обсудить. Зачем выполнять письменное задание в аудитории, если можно подготовить его заранее, а в аудитории – что? – правильно! Обсудить.

3. Мы стали более чуткими к обратной связи от студентов.

Помните анекдот про немого сына английского лорда, который молчал до 7 лет, потому что до этого все было нормально? Сейчас мы получили много новых реакций о том, что было организовано неправильно. Конечно, часть комментариев не имеет под собой оснований, но надо признать, что много правды в отзывах студентов присутствует. Если раньше недостатки сглаживались радостью общения с однокурсниками в аудитории, то в изоляции они стали более очевидными для внимательно слушающих (я надеюсь) студентов.

4. Все стали больше ценить живое общение.

Коллеги устремились в аудитории с общим настроением – «скорее бы пообщаться с людьми». Все недополученные на карантине эмоции от контакта с аудиторией разом компенсируются и переживаются в несколько раз острее. Хочется верить, что студенты будут меньше отвлекаться, когда видят вживую работающего человека, а преподаватели будут дарить больше своей энергии и вкладываться в каждую минуту занятия.

5. Мы научились по-другому относиться ко времени.

В начале карантина казалось, что его будет в два раза больше, а по факту оказалось в два раза меньше. Пришлось освоить техники концентрации внимания при работе дома, научиться не отвлекаться во время онлайн-мероприятий, на которых ты слушатель, выстраивать свой график так, чтобы в нем четко разделялись работа и отдых. Многое из этого хотелось бы оставить в жизни навсегда.

Возможно, это только мой личный опыт. Делитесь в комментариях, что изменилось для вас и как вы будете учиться или преподавать в новом году.