Найти тему

Хорошая фантастика №11. Ярослав Гжендович: «Владыка ледяного сада».

Всем привет!

Трудовые будни не отпускают меня ни на минуту. В связи с этим пишу я пока не часто. Забуксовала расшифровка интервью с голливудским кино-продюсером, да и вообще не радую вас новыми статьями и обзорами. Пора исправляться!

Источник: fantasywiki.ru
Источник: fantasywiki.ru

Так получилось, что с подачи самого крутого журнала о фантастике «МирФ» («Мир фантастики», издается с 2003 года) я погрузился в глубины польского фентези. И не опопсевшего Ведьмака, хочу заметить. Чуть раньше я писал про шикарнейшее произведение Марцина Гузека «Застава на окраине Империи. Командория 54», которое поразило меня самобытностью, оригинальностью и приятным языком повествования от всех героев поочередно.

Источник: www.youtube.com
Источник: www.youtube.com

Ранее я читал неоднозначное произведение Павла Майка «Мир миров». Несмотря на интересную идею смешать мифологию и историческое обозрение, с легким привкусом научной фантастики, книга особого восторга не вызвала. Излишне разрозненное повествование, многократные флешбеки. И самое главное, совершенно невнятный главный герой. Тем не менее, книга была прочитана и оставила не самое плохое послевкусие.

Источник:  http://port-mone.tv
Источник: http://port-mone.tv

И вот, наконец, я добрался до «Владыки ледяного сада». Уж не знаю почему, но именно этот цикл из четырех (к сожалению) романов я откладывал до последнего. И, как выяснилось, не зря – такие деликатесы стоит оставлять напоследок!

Начну с минусов:

1. Всего четыре книги. Мне мало. Хочу еще! К слову говоря, когда журнал "Мир Фантастики" делали обзор на четвертую книгу, в минусах стояла точно такая же формулировка.

2. Иногда наркоманский bad trip откровенно зашкаливает. Понятно, что таким образом автор показывает читателю, как работает «Фактор-М», то есть Магия. Но, например, отрывок про Музыкальный ад и Сад наслаждения реально больно читать из-за излишних анатомических подробностей. Хотя, опять-таки, эти сюжетные линии абсолютно оправданы.

Теперь плюсы:

Источник: pikabu.ru
Источник: pikabu.ru

1. Динамичный сюжет. Оба персонажа, которые описываются в формате POV (point of view - от первого лица), не зависают ни на минуту. Есть либо развитие сюжета, либо развитие персонажа. Например, когда Тенджарук сюжетно зависает в состоянии рабства, теряя силы к сопротивлению, кажется, что сюжет провис. Тем не менее, нам всего лишь показали один из его этапов взросления и умение применить навыки, полученные в Железном доме на практике.

С аркой Вуко Драккайненом точно также. Длиннющая первая глава второй книги, рассказывает о Дереве, в которое его превратил один из главных антиподов серии, деющий Аакен. Ну, а как вы хотели, иначе описать тот момент, что герой – ДЕРЕВО. По мне, отличное решение.

Источник: pikabu.ru
Источник: pikabu.ru

2. Отлично в языковой форме переданное отличие двух цивилизаций: кирренцев и людей побережья. Гжендович не заморачивается с квази культурами и дает нам две точки цивилизационных ориентиров. С одной стороны, это подобие викингов, то есть народ побережья, с другой стороны разрушенная империя кирренцев. Кстати, внимательный читатель, кто будет читать главы POV Вуко Драккайнена, может обратить внимание, что описание достаточно резкое, без излишних пассажей о природе, философии. Чистое выживание. Ругательства на польском, финском и югославском.

В то же время главы от имени Тенджарука наполнены описательным текстом, так как он принадлежит к восточной цивилизации, прямым аналогом которой скорее всего послужит дикая смесь японской и китайской культуры. В первых главах от лица Тенджарука мы вообще читаем процесс морального и психологического становления подростка. Причем становления очень технологичного и продуманного со стороны родителей. В дальнейшем, повествовательный дух глав только нарастает и дает читателю отдохнуть от бешеной динамики глав Вуко Драккайнена. Отличная находка!

3. Магическая система. Я уже писал о том, что восхищаюсь теми магическими системами, которые придумал Брендон Сандерсон. Не стандартное «прочитай заклинание, зачерпни манну, метни фаербол», а оригинальный подход. Гжендович пошел дальше.

Магическая система мира Мидгарда живет по научным правилам. Хочешь зажечь пламя, расщепи молекулу водорода и добавь к ней молекулу кислорода. Ну, или просто обладай колоссальным абстрактным мышлением и вообрази процесс создания города из лавы извергающегося вулкана или крепость, состоящую из бесконечно вращающихся шестеренок и лезвий.

В общем, я бы поставил тетралогии «Владыка ледяного сада» твердую 5 из 5. Читал с удовольствием, практически запоем, чего и вам желаю.

На этом все!

Ахой!

Возможно вас заинтересуют и другие мои обзоры книг:

Хорошая фантастика № 9. Марцин Гузек: «Застава на окраине Империи. Командория 54»

Хреновуха. Настойка, достойная нормандского ярла

Брендон Сандерсон: магия может быть необычной