С самого начала моей работы со словом (а сочинять я начала рано, лет в четырнадцать, и писала всегда много), меня стали учить, как именно делать это правильно.
И учили этому все, кому не лень.
В школе критиковали мои сочинения, но школу мы опустим, это отдельная тема.
Когда я написала в тетрадке проникновенное эссе о первом снегопаде, увиденном в окно, и показала его маме, ожидая как минимум восторга и немедленного признания своей гениальности, мама лишь пожала плечами. И сказала, что ничего не поняла в моей писанине.
Редакторы литературного журнала беспощадно критиковали мои первые рассказы, кромсали и сокращали текст, вставляя в него свои собственные фрагменты. И публиковали этих гибридных уродцев - это были совсем не мои тексты.
Когда я уже сама работала в таком журнале литературным редактором, главред после моего многократного переписывания дурацкой заметки о выплавке чугуна и стали на долю населения в стране бросил мне в лицо, что писать я совсем не умею.
В литературном институте мне тоже указывали, как писать, что и на какие темы. Главная претензия была такая - слишком, дескать, далеки мои опусы от народа и от злободневных тем. Дело было в девяностые. Я сочиняла тогда рассказы в духе Гофмана и Грина, - ясен пень, что к происходящему в России это имело отношения ноль целых хрен десятых. Но мне было не интересно писать о девальвации рубля, о Ельцинском времени, о деградации людей и о взаимоотношениях алкашей - тем не менее, это было именно то, что казалось нашим преподавателям злободневным и нужным.
На защите диплома мне поставили тройку и, опять-таки, подчеркнули, что пишу я как-то не так, чересчур инфантильно. Дескать, когда уже я повзрослею?
С годами у меня начисто пропало желание публиковаться. Я стала писать исключительно "в стол", хотя порой меня просили дать что-нибудь в наш местный литературный журнальчик. Но из-за токсичной многолетней критики я закрылась в себе. Мне до смерти надоело слушать о том, как "не так" я пишу. Особенно от людей, которые сами зачастую ни черта не добились на литературном поприще.
Когда я стала писать продающие статьи на новостные и медицинские сайты, пытаясь заработать хоть какие-то копейки на своем умении работать со словом, мне снова назидательно указывали, как именно нужно писать. Хотя умеющему построить храм не нужно объяснять, как делать деревянную кухонную табуретку.
Это статья написана для тех, кто пробует силы в литературном творчестве. Не важно, как и где вы это делаете, на Дзене или на других интернет-площадках.
Я просто хочу вас поддержать. Помните, что критиковать всегда проще, чем пытаться создать из ничего что-то своё, придумать и воплотить на бумаге новый мир.
Никто на самом деле не знает, как нужно писать. Каждый писатель заново изобретает это знание и умение. Поэтому просто пишите. И не слушайте на тех, кто будет уверять, что вы делаете это неправильно.
А вы уже сталкивались с обесценивающей критикой? Как на нее реагируете?