Всем добра, Уважаемые читатели! Наверняка все или подавляющее большинство знает историю про Вечного жида. Она очень известна и многократно переписывалась в том или ином виде в разные времена. Можно сказать избитая тема. Но что-то мне в этой истории показалось странным. Я сразу даже не понял в чем дело. И лишь спустя какое-то время до меня дошло, что в ней не так... Но сначала о сути дела, вдруг кто не в курсе или забыл о чем речь.
Как я уже сказал, история Вечного жида весьма и весьма разнится, в зависимости от времени и месте повествования, вольной интерпретации рассказчиков и различному влиянию общественных, политических и религиозных факторов. Попробуем обобщить и сопоставить то, что мы имеем на сегодняшний момент. Корни легенды кто-то находит в Ветхом завете, указывая на Каина, Еноха или Илию. Основные критерии просты - все они были бессмертными. Но если Каин, сосланный в далекие земли Нод ещё как-то укладывается в логические рамки (он совершил преступление и был наказан), то Енох и Илия в образ Вечного Жида не вписываются однозначно. Да, они жили довольно долго - где-то около четырёхсот лет, если я не путаю - но не вечно. Обоих Бог забрал к себе и, самое главное, люди эти были почитаемыми святыми и проклинать их было не за что. Каин также вряд ли мог быть прототипом Вечного жида. Его же сослали во вполне определенное место, где он строил города и успешно размножался, а не скитался по свету. Да и клеймо выжженное на лбу Каина ни в одном рассказе о жиде не фигурирует.
Находятся и такие, кто считает прототипом Вечного жида персидского царя Ксеркса, имя которого упоминается в книге Эсфирь Нового завета. Якобы именно он впоследствии каким-то образом трансформировался в Вечного жида. Агасфера. По-мне, так это тоже несусветная глупость. Ну сами посудите, разве мог персидский царь каким-то образом пересекаться с Иисусом? Да ещё в образе башмачника? Ах, да! Сюжет-то я Вам не напомнил... А суть дела такова. В славном городе Иерусалиме жил бедный башмачник еврей Агасфер. В один обычный день, когда Агасфер, как всегда чинил возле своего дома обувь, мимо, по-улице, проходила толпа людей. Необходимо сказать, что дом Агасфера стоял прямо на пути на Голгофу - гору на которой казнили государственных преступников. Казни в те времена редким явлением не являлись и башмачник, по-началу, даже не стал отвлекаться от работы, мельком глянув на изможденного человека, несшего на спине тяжёлый деревянный крест. Это вели на казнь Иисуса, которого многие иудеи считали лжепророком и шарлатаном. Агасфер придерживался такого же мнения и взирал на осужденного совершенно равнодушно.
Тем не менее, уставший Иисус обратился к Агасферу с просьбой присесть на его лавку ( по другой версии просто прислониться к стене дома) чтобы перевести дух. Однако башмачник ответил резким отказом и вроде даже оттолкнул или ударил Иисуса, издевательски пригласив его отдохнуть на "обратном пути". То-бишь, после казни... На что осужденный спокойно ответил, что Агасфер тоже будет вечно странствовать, пока Иисус за ним не придет. То есть, до второго пришествия. А до этого, башмачник будет скитаться и страдать не зная ни покоя, ни смерти. И ведь так оно и вышло. Бродит по земле сотни лет неприкаянный Агасфер и не может обрести покоя себе, также как и умереть не может. Страдания терпит, лишения, и нет у него на всем свете ни друзей ни близких. Если в руки его попадают какие-то деньги, Агасфер тотчас раздает их неимущим. Языки всех народов уже выучил, много чего повидал, но.... даже имя свое позабыл. И известен он с тех пор не иначе, как Вечный жид. Каждые пятьдесят лет приходит Вечный жид к стенам Иерусалима в надежде попасть к гробу Господню и вымолить себе прощение. Однако, стоит жиду приблизиться к стенам города, как тут же поднимается страшная буря и свирепствует до тех пор, пока Агасфер не повернет обратно.
Трудно сказать насколько правдива эта история. Однако вот что вызывает недоумение. Смотрите сами. Милосердный Господь обрёк на жесточайшие страдания, по-сути тёмного работягу, отказавшего ему в коротком отдыхе. В то же самое время евреев, которые его предали, мучали и затем убили, он неожиданно назначает... "избранными" и дает им власть над миром... Ну и где здесь логика? Особенно если вспомнить известную фразу: "Прости их Господи, ибо не ведают, что творят!" Евреи, значит, не понимали, что убивать Иисуса плохо, и потому с них взятки гладки! А стрелочник... вернее башмачник, все понимал. Ну и что это если не двойные стандарты? Выходит, что они и есть. Вот только чьи? Нет, то что пути Господни неисповедимы - это понятно, но не до такой же степени?! Если смотреть на вещи объективно, то получается, что Иисус вообще никак не отреагировал на тех, кто его предал, пытал, убил, а на случайном человеке отыгрался? Не складывается.
А вот если предположить, что те кто описал обе эти истории не учли подобную "незначительную" пикантность, тогда всё встает на свои места. Ну не подумали "Тораведы" про нестыковки между преступлением и наказанием. Тем паче, между преступлением и поощрением... Заметьте, убийцы Сына Божьего почему-то никакого наказания за мерзость свою не несут. Во всяком случае ни в каких священных писаниях, равно как и апокрифических об этом не упоминается. Странно, правда? К кому вопросы решайте сами - к Сыну Божьему или к его самоназначенным историографам. Я, честно говоря, ещё когда про истребление младенцев Египетских читал, недоумевал (другое слово) конкретно. Но ведь не зря говорят, что бумага всё стерпит. Вот она и терпит. И Бог, видимо, терпит. Потому как милосердный. А что касаемо Вечного жида, то тут всё неоднозначно. С одной стороны, легенда об Агасфере ни что иное как выдумка. Но с другой... С другой сохранились любопытные письменные источники, что жид вечный, личность вполне реальная.
Первое упоминание о нем принадлежит итальянскому астрологу Гвидо Боннати, который в 1223 году встретил Агасфера пи испанском дворе и неоднократно беседовал с ним. В 1228 году Вечный жид появляется в английском аббатстве во время визита туда Армянского Архиепископа. В 1242 году его видят во уже Франции. В 1505 жид был замечен в Богемии, а сорока годами позже в Гамбурге, в обществе епископа Пауля фон Эйтзена. И таких свидетельств много. Но самым замечательным упоминанием об Агасфере является документальная запись в книге городской хроники немецкого Любека. Бургомистр города в 1603 году так и записал 14 января, что вверенный ему город посетил "известный бессмертный еврей, которого Иисус обрек на искупление"... Это Вам документ между прочим! - Как говорил небезызвестный герой комедии Эльдара Рязанова. После этого на протяжение трехсот лет Агасфера
постоянно видят в разных странах Европы. В конце 17 века английские ученые ему даже допрос устроили, с целю разоблачения шарлатана. Не получилось. Испытуемый легко и точно отвечал на любые вопросы на разных языках, чем ввёл разоблачителей в глубокий ступор.
Было замечено, что появление Вечного жида всегда предшествовало бедам и катаклизмам, войнам или эпидемиям. А личная встреча с ним предвещала человеку большие неприятности. Можете смеяться, но немецкий офицер Фридрих Шрадер, попавший в плен Советским войскам под Сталинградом, вспоминал, что накануне окружения он допрашивал странного человека. Пленник был изможден и одет в лохмотья. Допросить его толком не вышло, поскольку он создавал впечатление невменяемого и все время бормотал что должен разыскать "того кто несет крест". Шредер приказал бросить его в подвал, и утром расстрелять. На утро подвал оказался пуст, а в обед офицер узнал, что вся немецкая группировка попала в окружение...
Занимательная легенда. Или не совсем легенда - сказать сложно. Однако сюжет её невольно наводит на определенные мысли. Похоже, что священные тексты кто-то существенно откорректировал. Не побоявшись Бога, как говорится. Или мне одному так кажется?...