Найти тему
ВЫХОД

Феминитивы: борьба за права или издевательство над языком?

Врачиня, авторка, пилотесса — откуда взялись подобные феминитивы и зачем они нужны?

Слово феминитивы, также употребляется как феминативы, обозначает существительные женского рода, аналогичные подобным в мужском роде. Говоря о феминитивах, нельзя не затронуть проблемы феминистского движения. В нём выделяется несколько так называемых волн. Участницам первой волны в 1917 году удалось добиться равных избирательных прав и прав на образование для женщин, что кардинально изменило позицию женщин в обществе. Представительницы второй волны в 70-е и 80-е годы XX века активно обсуждали вопросы материнства и женского труда. Мы же наблюдаем за третьей волной феминизма — деятельности, начавшейся с 90-х годов по настоящее время. Сегодня феминистское движение насчитывает множество направлений. Феминистки, к примеру, защищают людей, сталкивающихся с сексизмом, гомофобией, бифобией и т. д. В России небезызвестной активисткой в этой деятельности стала интерсекциональная феминистка Ника Водвуд (nixelpixel).

Язык — это очень гибкая система. Феминитивы, ставшие отражением вышеупомянутых событий в истории, проникают в эту систему. Одни остаются в нашей речи, а другие — отмирают за ненадобностью. Надо понимать, что феминитивы были в нашей речи уже давно. Однако некоторые стали для нас привычными, например, «учительница», а другие, как «редакторка», пока не вошли в обиход (подробнее о специфике феминитивов можно почитать здесь).

О своём опыте и необходимости употребления феминитивов «ВЫХОДу» рассказала Ксения Какшина, студентка журфака. Она на протяжении пяти лет является феминисткой и блогеркой:

— Вообще феминитивы я использую достаточно часто как в устной речи, так и на письме. Если я пишу какой-то пост, например, в Instagram, или текст для газеты, то обязательно использую феминитивы. Даже если в СМИ их, скорее всего, исправят. Единственный текст, который вышел со всеми феминитивами — это материал как раз про феминистку для ревдинской газеты. В нём мы использовали такое редко встречающееся слово как «композиторесса». Я считаю, СМИ должны использовать феминитивы, чтобы сделать их привычными для всех. Книги и научные статьи уходят на второй план: люди чаще всего сидят в Интернете, читают посты в соцсетях и тексты СМИ.

— Зачем использовать феминитивы? Их нужно употреблять для видимости женщин. Общество считает, что мужской род в тех же названиях профессий — это как бы общий род. Но по сути, когда мы о ком-то говорим, например, о враче, нам кажется, что речь идёт заведомо о мужчине. Это неправильно. Раньше большую часть должностей занимали мужчины, а женщины были обязаны следить за домашним очагом. Так все профессии и получили названия в мужском роде. Это нужно менять, потому что время изменилось: женщины могут работать практически во всех сферах деятельности. Язык, соответственно, должен под это подстраиваться, показывать, что сегодня женщины занимают множество должностей.

В этом вопросе Ксении парирует другая студентка журфака Елизавета:

— Во-первых, я думаю, что присутствие феминитивов ничего не изменит. Женщин от этого не начнут воспринимать серьёзнее. Следовательно, нужен другой подход. Нужно менять не сами слова, а отношение людей к ним. Чтобы были не «блогер» и «блогерка», а чтобы в сознании людей при слове «блогер» возникли равнозначно и женский, и мужской образ. Во-вторых, возникает вопрос: как мы будем говорить, например, о враче, не зная его пола? Универсальным, то есть словам в мужском роде, всё равно придется остаться. Они будут употребляться по отношению и к женщинам, и к мужчинам. Если я не знаю пол редактора издания, то буду (думаю, что все будут) говорить «редактор».

Ксения рассказала, почему, по её мнению, феминитивы так раздражают некоторых людей:

— Я могу предположить, что людей раздражает в феминитивах — нас пугает всё новое. Мы не хотим это принимать: «Зачем нам перемены, если можно жить по-старому?». Также людям с патриархальной системой восприятия мира сложно понять, зачем нужна видимость женщин в профессиональной сфере. Они привыкли к тому, что все места занимают мужчины. И такая позиция сексистская.

Свою позицию на этот счёт озвучила психолог Светлана Котова:

— Неприязнь к феминитивам может быть вызвана особенностями языка. Некоторые суффиксы женского рода имеют пренебрежительный оттенок, поэтому слова, образованные с их помощью, могут восприниматься негативно. Женщине не хочется ассоциироваться, например, со словом «врачиха». Особых глубоких психологических причин здесь нет: феминитивы просто непривычны на слух.

На вопрос об отношении её окружения к феминитивам Ксения ответила:

— Я часто использую феминитивы, потому что мне это удобно — пишу посты с ними, использую при разговоре с друзьями. Последние, к слову, к этому уже привыкли. Некоторые из них тоже периодически употребляют феминитивы: фотографка, режиссёрка, и т. д. Я также часто использую привычные для всех слова женского рода, делая на этом акцент. Например, если я пишу что-то про друзей, то называю их «друзья и подруги».

Экспертным мнением с «ВЫХОДом» поделилась Элина Владимировна Чепкина, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и стилистики УрФУ:

— Норма языка всегда меняется со временем. И сейчас тоже, только изменения эти происходят медленно, поэтому обычный человек их не замечает. Феминитивы в языке были всегда: богиня, графиня, лётчица, например. Эти слова являются нормой. Сейчас спор идет о некоторых новых словах типа «авторка». Войдут ли они в литературный язык как норма, покажет время. У языка собственные законы, которыми люди управлять не могут. Многие люди крайне негативно относятся ко всему новому. В случае с языком это ещё означает, что надо будет учить новые правила, чего большинству не хочется. Как правильно образовать феминитив? Все ли суффиксы женского рода можно использовать? Подбор подходящего суффикса — процесс очень индивидуальный, «правильных» суффиксов на все случаи жизни нет. В русском языке уже были примеры изменений нормы. Много новых слов появилось после революции в октябре 1917 года: СССР, колхоз, ВУЗ. Постепенно к ним все привыкли. Я хорошо отношусь к феминитивам. Сейчас это элемент игры или выражение определенной общественной позиции, то есть функционирование феминитивов связано с позитивными процессами в обществе.

-2

Ксения подытожила:

— Я надеюсь, что феминитивы когда-нибудь «победят», войдут в языковую норму, потому что изменение языка с течением времени логично. Новые феминитивы могут быть такими же привычными, как те, которые привычны для нас сейчас. Возможно, это произойдет через 10-20 лет.

Сложно спрогнозировать, будут ли новые слова по типу «фотографка» привычны нашему слуху в ближайшие годы. С уверенностью мы можем сказать лишь одно: если в языке появляются неологизмы — это означает, как отметила наш эксперт Э. В. Чепкина, что в обществе происходят изменения, которые требуют собственного наименования. Будут ли эти результаты этих изменений позитивными или негативными? Поживём — увидим.

Текст: Анастасия Саламатова, Даша Степанова

Редактор: Юля Якшина

Иллюстрации: Валерия Киселева