До 1890–х годов на немецком рынке художественной мозаики преобладала компания Сальвиати, однако, в 1889 году в Берлине, инженером Фридрихом Пулем и художником Августом Вагнером была основана фирма, вскоре сама ставшая монополистом немецкого рынка художественной мозаики и витража. После многочисленных опытов в стеклоделании Фридрихом Пулем и художником Августом Вагнером было организовано собственное производство стекла. Август Вагнер взял на себя коммерческое управление и приобретение новых заказов, в то время как Фридрих Пуль стал техническим директором производства стекла и мозаики. Его обязанности также включали исследования и разработку новых продуктов. С самого начала своего существования компания получила поддержку имперской администрации, получая от нее большинство заказов. Уже к 1896 г. число работников компании достигало 30–40 человек; для подготовки кадров компания привлекает специалистов-итальянцев.
В компании Puhl & Wagner в 1897 году стоимость простого гладкого фона составляла: 50-100 марок за квадратный метр; фон из золотой смальты с простыми украшениями в виде надписей или геральдических изображений: 100-200 марок на квадратный метр; более сложные изображения оценивались в 200-300 марок на квадратный метр; а богатые украшения стоили более 300 марок на квадратный метр . Самыми дорогим были индивидуально изготовленные изображения фигур в сочетании с орнаментами: 300-400 марок на квадратный метр.
В 1904 г. компания строит новый стекольный завод, который был спроектирован Францом Швештеном. Puhl & Wagner слился в 1914 году с витражной компанией, принадлежащей Готфриду Хейнерсдорфу, так как компании занимались схожим производством и у Хейнерсдорфа были связи в художественной среде. Во время слияния Вагнер вытеснил своего прежнего партнера Фридриха Пуля. В период Первой мировой войны компания находилась в кризисе, который продолжился после ее окончания. Август Вагнер обращался за поддержкой к властям страны, а Готфрид Хейнерсдорф занимает у своего тестя 800.000 марок. Компания стала работать на экспорт и выполняла светские заказы. Из-за неразрешенных различий между Августом Вагнером и Готфридом Хейнерсдорфом, усилия по реформированию производства компании были недолговечными. В 1935 г. Август Вагнер, пользуясь тем, что Хайнерсдорф был наполовину евреем, избавился и от него: Хайнерсдорфу было официально запрещено заниматься мозаикой (сначала он открывает фотомастерскую, а в 1937 – эмигрирует во Францию). Вагнер остается единственным учредителем.
Мировой экономический кризис в 1929 году сильно повлиял на компанию, так как большая часть ее производства перешла в Америку. Начало второй мировой войны закрыло связи с филиалом в Америке. Пол Хойдук, эмигрировавший в Америку в 1923 году, по приказу Вагнера, взял на себя управление Ravenna Mosaic Company, которая просуществовала под руководством его сына Арно Хойдука до 1988 года.
Во время Третьего рейха компания была уполномочена украсить ряд зданий для национал-социалистов и даже смогла выжить в годы после Второй мировой войны. В 1950–е гг. компания существует, получая преимущественно частные заказы. Однако, окончательная изоляция западного Берлина со строительством Берлинской стены в 1961 г., к 1969 г. приводит компанию к распаду.
По причине быстрого увеличения берлинского населения во второй половине XIX-го века государственные правители, опираясь на интегрирующее воздействие религии, поддерживали расширение строительства новых церквей в столице. Одним из первых заказов компании была фасадная мозаика для портала Эммаусской церкви (Emmauskirche) в Берлине (1890–1893). Название церкви непосредственно связано с событиями, упомянутыми в Евангелии от Луки. На мозаике портала изображён момент, когда по дороге из Иерусалима два ученика, встретив воскресшего Иисуса Христа и не узнав его, предлагают вместе остановиться в Эммаусе, так как день клонится к вечеру. 3-го февраля 1945 года после атаки с воздуха сгорел неф церкви, но башня с мозаикой портала сильно не пострадала. В 1990-е годы внутреннее пространство церкви полностью преобразилось по проекту Вульфа Айхштета.
Мастерская много работает над заказами для культовых зданий: ими была изготовлена мозаика портала церкви Иммануила (Immanuelkirche, 1893), церкви Благодати (Gnadenkirche, 1891–1895), Новой Назаретской церкви (Neue Nazarethkirche, 1891–1893), Мемориальной церкви Кайзера Фридриха (1893–1895, разрушена), Церкви Спасителя в Иерусалиме (1893–1898), церкви Георгия (1898, разрушена). Особо стоит выделить мозаичное оформление интерьера Мемориальной церкви Кайзера Вильгельма в Берлине (1891–1895).
Еще одну работу студии можно найти на кладбище Грюневальд на улице Борнстедтер 11/12 в Берлине. Она служит надгробием Фрица Дернбурга, который умер в младенчестве в 1895 году. Большая мозаика, которая даже в наши дни не потеряла своей яркой вибрации, была спроектирована художником Максом Селигером (1865-1920), братом матери Фрица. На ней изображены две женщины рядом с алтарем, в котором записана цитата из Библии: «Любовь никогда не заканчивается» («Die Liebe höret nimmer auf, Corinthians 13,8). Одна из женщин ставит вазу с красными тюльпанами на алтарь , другая сжимает струны арфы, которую грустно держит херувим в своих пухлых пальцах.
Основные работы:
Культовые сооружения
1891-1895 — церковь Кайзера Вильгельма в Берлине
1891-1893 — Новая Назаретская Церковь, Леопольдплац, Берлин
1891-1895 — Гнаденкирхе, церковь в районе Инвалиденпарк в берлинском районе Митте (уничтожена)
1893-1895 K — Мемориальная церковь протестантского кайзера Фридриха (сокращенно: KFG) расположена Хансавиртель (уничтожена)
1893-1898 — Церковь Спасителя, Иерусалим
В 1898 году — Церковь Георгия, Берлин
1900-1902 года — Мозаика Тамбура в Аахенском соборе, Аахен
1903-1907 — Мозаики в восьмиугольнике в императорском домике по дизайну Германа Шапера, Кафедральный собор в Аахене
1903-1910 — мозаика в замковой часовне Императорского Замка в Познани
1905 — мозаика в куполе и над главным порталом Берлинского собора
1910 — мозаичное Изображение с изображением благословляющего Христа в Санкт-Михаэлисе, Гамбург
1912 — Алтарь в храме Воскресения, Санкт-Петербург
1910-1914 — Церковь Успения, Иерусалим
1907-1913 — Спасская Церковь, Герольштайн
1923-1924 — хоровое окно в Санкт-Михаэль (Саарбрюккен) по проекту Райнхольда Эвальда
1927/1928 — Церковь Святого Августина, Берлин, мозаика, разработанная Отто Хитцбергером
1942/1943 — подготовительные работы для цветного Круглого окна Феникса над алтарем кладбищенской часовни в Висмаре по проекту Карла Отто
1957 — стеклянная мозаика в новом здании мемориальной церкви кайзера Фридриха
Профильные сооружения-фасадные Декорации и рекламные объявления
1891/1892 — рекламная мозаика с аллегорией музы искусства для Нового театра
В 1889-1893 годах — Герб и годы на фасаде и в атриуме Стэндехауза, Росток
1896-1898 — Герб и циферблат на фасаде ратуши Лихтенберг,
1900-1902 — Стеклянные мозаики на фасаде ратуши Шмаргерендорф
1906/1907 — Отель Adlon, мозаика во дворе (сад Гёте)
1911 — мозаика в пешеходном Переходе к ST. Pauli-Elbtunnel, Гамбург
1912-1914 — Stadtbad Neukölln,Stadtbad Neukölln, настенные мозаики
1956 — золотые Мозаики у входа в универмаг Запада
Интерьерные Украшения
191 — дом Батькивщины, балконные Мозаики в кафе Picadilly
1913 — Marmorhaus, Берлин, экспрессионистский стеклянный потолок в фойе по проекту Сезара Кляйна
1914 — облицовка стен в декоративном Зале Бруно Таута
1923 — золотой зал Стокгольмской ратуши, Стокгольм
1927/1928 — отель Excelsior, Берлин, потолочные Мозаики купальных установок при реконструкции Иоганн Эмиль шаудт (уничтожен)
1935 — дом искусства, Мюнхен
1936 — Министерство Авиации Рейха, Берлин-Митте
В 1937 году — мозаичные полы и столбы из золотой Мозаики для имения Германа Геринга Carinhall, уничтожены
1939 — новая рейхсканцелярия, Берлин-Митте, уничтожена
1957 — стеклянная мозаика для XI триеннале в Милане по проекту Хайнца Блокада. 1958/59 куплено Сенатом Гамбурга для Народной школы в церкви Св.Екатерины.
1960 — Wandmosaik в станции метро Lohmühlenstraße, Гамбург
1962/1963 — Большая стеклянная мозаика на фасаде спортивного зала Стадиона в Ганновере
Фонтан, памятники и гробницы
1895 — Трех императоров мемориального зала маяка в Киль-хольтенау
1900/1901 — Kaiserbrunnen, сегодня немецкий фонтан в Стамбуле-подарок кайзера Вильгельма II султану Абдульхамиду II.
1916 — мозаика Ангела на надгробии фабриканта августа Вернера, по проекту Германа Шапера
1926 — мозаичный фонтан для Дрезденской выставки садоводства,
1966 — мозаичный фонтан перед оперой Кельна на Оффенбахплац, разработанный Юргеном Хансом Гриммером
До встречи в следующим выпуске! Готовится очень интересная статья о фирме ORSONI — мировой бренд по выпуску смальты.