Найти тему

Антонио Сальвиати и Джандоменико Факкина. Расцвет частных мозаичных мастерских

Вы когда-либо задумывались, как может выглядеть дом художника-мозаичиста? Наверняка представляется совсем небудничное сооружение. И вправду. Вот дом знаменитого мозаичиста Антонио Сальвиати.

Дворец сальвиати в Венеции. Фасад на Гранд канал. Фото: Wolfgang Moroder
Дворец сальвиати в Венеции. Фасад на Гранд канал. Фото: Wolfgang Moroder

Антонио Сальвиати (1816–1890) уроженец Виченцы, юрист. Будучи привлечен к реставрации мозаик собора Св. Марка в Венеции, заинтересовался производством стекла. В 1859 г. совместно с Лоренцо Ради он открывает собственное стеклоделательное производство на острове Мурано близ Венеции.

-2

Кроме мозаичной смальты фирма изготавливает различные предметы из стекла: письменные приборы, безделушки, бижутерию и пр. Предприятие удалось вполне, и фабрика Сальвиати вскоре сделалась известна во всей Европе превосходством и сравнительной дешевизною своих работ.В 1866 году вместе с археологом и членом английского парламента Генри Лэйардом (тем самым, которому принадлежит честь открытия Ниневии и раскопки других ассирийских городов) и антикваром сэром Вильямом Дрейком Сальвиати открывает Compania Venezia Murano с отделениями в Венеции и Лондоне.

Важнейшие из его мозаичных произведений:

1.Реставрация мозаик венецианского собора Св. Марка

2. Мозаики мавзолея принца-супруга в Виндзорском замке (исполненные по картонам Клейтона и Белля)

3. Мозаики центральной залы в здании Английского парламента (по рисунку Пойнтера)

4. Мозаики Соут-Кенсингтонского музея

5. Мозаики собора Св. Павла

6. Мозаики Вестминстерского аббатства

7. Несколько картин в парижском Новом оперном театре

8. Мозаичные украшения Эрфуртского собора

9. Мозаичные украшения фасада виллы-Прингсгейм в Берлине и нижней части «Памятника побед» в том же городе

10. Бывший дом художника Фредерика Лорда Лейтона( ныне музей). Строительство продолжалось тридцать лет. Мозаичный фон разработал Уолтер Крейн. Сальвиати выполнен мозаики на золотом фоне около 1881 года.

Leighton House, Kensington
Leighton House, Kensington
Мозаичный фриз, разработанный Уолтером Крейном.
Мозаичный фриз, разработанный Уолтером Крейном.

11. Церковь Святого Петра Ноттинг Хилл. Эта церковь в классическом стиле, построенная архитектором Томасом Аллом в 1855-1857 годах, расположена между террасами больших белых Викторианских таунхаусов на Кенсингтон-Парк-Роуд. Апсида содержит мозаику из 1880 года Сальвиати и Берка: сцена тайной вечери Леонардо да Винчи.

Тайная вечеря.
Тайная вечеря.

12. Г. Г. Скотт выиграл конкурс на создание этой гробницы для покойного мужа королевы Виктории в 1863 году. Он расположен в лондонском Кенсингтонском саду, к северу от Королевского Альберт-Холла и недалеко от мемориального фонтана принцессы Дианы. Эскизы для восьми наружных парусов, четырех треугольных фронтонов, и внутренней части купола делал Дж. Клейтон. 1200 кв. м венецианской мозаики выполняла мастерская Сальвиати.

Albert Memorial. Exterior Mosaic
Albert Memorial. Exterior Mosaic

Более подробно с работами студии Сальвиати можно ознакомится здесь:

http://salviatimosaics.blogspot.ru/

В то время пока Сальвиати работал в Италии и Англии, Джандоменико Факкина творил в Италии и во Франции. Изобретение техники обратного набора rovescio su carta принадлежит Джандоменико Факкина. Смысл техники в том, что набор производится лицевой стороной вниз: каждая тессера приклеивается на бумагу мучным клеем. Бумага представляет собой готовый рисунок мозаики с точным делением каждой строки (ряда) на отдельные тессеры. Особенностью техники является как раз точное воспроизведение подготовительного рисунка, когда расстояние между отдельными строками стремится к нулю, а неточности при производстве тессер считается ничем иным как дыркой (buco или buso на венецианском диалекте).

Mosaic by Giandomenico Facchina (1826-1904). Dining hall room of the Collège Sainte-Barbe, Paris.
Mosaic by Giandomenico Facchina (1826-1904). Dining hall room of the Collège Sainte-Barbe, Paris.

Джандоменико Факкина родился в 1826 году в Секуальс, сегодня это провинция Порденоне в районе Фриули-Венеция-Джулия, в то время был в составе Ломбардо-Венецианского Королевства. Стажировался в Триесте и Венеции. Сначала он работал над восстановлением древних мозаик, включая Базилику Святого Марка в Венеции. В 1850-х годах он отправился во Францию, сначала в Монпелье, где его призвали работать над восстановлением старых полов.

Mosaic by Giandomenico Facchina (1826-1904). Dining hall room of the Collège Sainte-Barbe, Paris.
Mosaic by Giandomenico Facchina (1826-1904). Dining hall room of the Collège Sainte-Barbe, Paris.

Он запатентовал метод извлечения древних напольных мозаик в Национальном Институте промышленной собственности в 1858 году, повторно используя технику, уже практикуемую экспертами Венецианской мозаики. Он также использовал этот метод, который позволял создавать мозаики в мастерской, а не на объекте, что облегчало сам процесс производства . В этом методе, кусочки мозаики приклеены на эластичную бумагу; стена для закрепления мозаики покрывается свежим раствором и мозаики можно установить сразу. Сокращение рабочего времени позволило значительно снизить издержки производства. Эта техника была очень успешно использована на выставке Universelle (1855) в Париже и быстро распространилась. Это позволило Facchina получить много заказов.

Факкина – автор потрясающих мозаичных ансамблей Большой Парижской оперы (Опера Гарнье), Галереи Вивьен, Большого Дворца, Малого Дворца, Парижского Банка, Казино в Монте-Карло, Лурдского собора и др.

Галерея Вивьен. Париж.
Галерея Вивьен. Париж.

Получение этих крупных заказов дало возможность Джандоменико открыть в Венеции фабрику смальты, куда он пригласил на работу талантливого химика-стекловара Анджело Орсони.
В 1889 году на всемирной выставке в Париже Орсони представил образец, призванный показать богатство оттенков созданной им смальты. Эта работа произвела фурор, и необычное полотно из около 1700 элементов различных цветов приобрело статус арт-объекта.

Палитра смальт Орсони.
Палитра смальт Орсони.

Орсони был замечен, и вскоре возглавляемая им фабрика получила заказ на оформление знаменитого парижского собора Sacre-Coeur и собора Святого Петра в Лондоне. Под руководством Джованни, сына Анджело Орсони, были созданы мозаики для шедевров Гауди, декор для Алтаря Отечества (Altare della Patria) на площади Венеции в Риме, оформление Золотого зала стокгольмской ратуши.

Четыре поколения смальтоваров и художников семьи Орсони составили палитру из более 5000 оттенков смальты. Рецептура их изготовления дошла до наших времен, а на фабрике Орсони, как и в Художественной академии в Санкт-Петербурге, смальта производится полностью вручную.

Джан Доменико Факкина разработал новый процесс производства мозаики в середине девятнадцатого века. Предприниматель Антонио Сальвиати из Венеции, один из самых важных производителей мозаики 19-го века, взял на себя и усовершенствовал технику Факкины, и тем самым внес значительный вклад в распространение мозаичного искусства во всей Европе.

Раньше мозаики приходилось набирать прямо на месте в свежий раствор, что требовало большого количества художников-мозаичистов. Укладка мозаики при этом была очень трудоемкой и дорогостоящей. Был альтернативный метод, разработанный в Равенне. Он заключался в том , что в мастерской мозаики набирались на плиты, с нанесенным на них слоем извести. На известь наносился рисунок, по которому выкладывалась мозаика. Лицевая поверхность мозаики заклеивалась на марлю. После высыхания марли, с обратной стороны мозаика тщательно очищалась от извести и заливалась раствором. Получались готовые блоки, которые затем перевозились и монтировались на объекте. Таким образом, в мастерских можно было работать над созданием сложных мозаик, но процесс все же был слишком трудоемким. Уже позднее появился способ, в котором марля была заменена твердой бумагой. На бумаге было нанесено зеркальное изображение будущей картины. На этом изображении тессеры приклеивались точно по линиям картона с помощью мучного клея. Отдельные сегменты мозаики доставлялись на строительную площадку, где должны были быть собраны , как большая головоломка, и смонтированы на стену, после чего бумага смывалась.

Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV был очарован мозаикой, середины XIX века. Им были куплены старинные и византийские мозаики из Италии для музеев и церквей. Рынок мозаичного искусства при Вильгельме I и Вильгельме II неуклонно развивался. Первоначально мозаики были заказаны итальянским художникам (мастерская Антонио Сальвиати). В Германии были построены многочисленные новые церкви, которые украшались мозаикой, и спрос на мозаику становился все больше. Наконец, в Германии открылись местные мастерские мозаичного искусства, которые выполняли все эти заказы. Одна из этих немецких компаний Puhl & Wagner. Компания стала поставщиком Вильгельма II, и, согласно проекту Германа Шапера, ей также разрешили украсить мемориальную церковь Кайзера Вильгельма, посвященную Императору.

Искусство мозаики теперь стало одним из ведущих направлений в искусстве, наряду с живописью, каменной кладкой и кузнечным делом в Германии. Мозаика стала очень распространенным видом декора в гробницах богатых граждан XIX века.

Подробнее о мастерской Puhl & Wagner мы поговорим в следующем выпуске.

Palatine Chapel - Aachen - Germany
Palatine Chapel - Aachen - Germany