Найти тему

Tiffany Studios: «поиск красоты»

Во второй половине XIX века формируется новая эстетика: развитие национальных стилей в архитектуре, музыке, литературе с их обращением к средневековой истории и мифологическим временам народов мира, базировавшаяся на культуре романтизма, появившейся в Германии в конце XVIII–нач. XIX вв. в противовес господствовавшей в мире французской рационалистической культуре Просвещения и впоследствии выросшая в одну из линий развития культуры эпохи модерна. Это явление способствовало также возрождению ремесленных техник на новом уровне, в соответствии с потребностями цветущих капиталистических обществ. Средневековые ремесленные технологии трансформировались и стали более дешевыми, легкими в производстве и доступными: так, именно в это время в технике витража вместо мощных свинцовых каркасов, державших толстые стекла витражей средневековых соборов, появилась более «легкая» замена в виде спаянной медной фольги, техника, известная по имени своего создателя, одного из известной династии американских ювелиров Луиса Камфорта Тиффани.

В искусстве мозаики происходил тот же процесс: вместо римского (или ватиканского) способа укладки мозаики прямо на стену (т.н. «прямой способ»), использовавшегося с начала истории мозаики до отделки собора св. Петра, появляется другой, более свободный, легкий и скорый в изготовлении способ. Он известен как «обратный» или «венецианский» способ.

Сад Мечты», 1916. Мозаика из стекла. Собрание Пенсильванской Академии искусств, Филадельфия.
Сад Мечты», 1916. Мозаика из стекла. Собрание Пенсильванской Академии искусств, Филадельфия.

Жизнь Луиса Камфорта Тиффани часто обозначается биографами как «поиск красоты». Это справедливо, поскольку вряд ли можно назвать еще одного человека, который не просто удачно попал в нужную «струю времени» – эпоху модерна, одну из самых, если не самую декоративно насыщенную, но был одним из ее отцов-основателей. Он искал в прошлом и создавал сам те технологии, которые сделали возможным целые направления декоративно-прикладного искусства: именно Тиффани вернул миру давно заброшенный на свалку истории витраж, который сделался благодаря ему совсем другим, чем тот, что дала готика. Это позволило использовать технику витража для создания не только плоскостных, но и объемных произведений.

Постоянно экспериментируя, дизайнер разработал новый вид стекла — «Фавриль». На выставке 1983 года в Чикаго работы Тиффани были восторженно приняты публикой. С середины 1880-х годов, основанная им дизайнерская фирма производила витражи на религиозные сюжеты по заказам церквей и храмов. Из кусочков стекла, оставшихся после нарезки отдельных элементов витражей, компания стала производить абажуры и мозаичные панно. К концу XIX века эти изделия приобрели большую популярность и фирма заняла лидирующее положения на рынке.

-2

Собственно изобретателем опалесцентного стекла (или стекла Тиффани) является Джон Ла Фарж, который уже в 1875 году использовал опалесцентное стекло для витражей. Через некоторое время и другие художники обратили внимание на новый вид стекла и стали сами экспериментировать в этой области или просто копировать стекла Ла Фаржа. Тиффани не был исключением. Дважды он работал вместе с Ла Фаржем в его мастерской в Бруклине. Впоследствии Тиффани поставил изготовление опалесцентного стекла и предметов из него на коммерческую основу. При этом он заключил с Ла Фаржем соглашение о том, что ламповые абажуры, витражи из опалесцентного стекла и само это стекло будут носить имя Тиффани как второе название. Опалесцирующий эффект такого стекла получается, если добавить в состав сырья замутняющие вещества (олово или жжёную кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» (замутняют) стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта. Опалесцентные и кафедральные стекла получают методом вальцевания: вязкая стекломасса прокатывается между двумя вальцами (или с помощью одного вальца на столе), и получается пластина. Каждая пластина, как во времени Тиффани, так и сейчас, изготавливается отдельно и имеет неповторимый вид. Структурированная поверхность образуется путем прокатки вальцами с соответствующим узором. Определенный цветовой эффект может быть получен, если прокатать вместе массу из разных плавок.

Фирменным знаком Тиффани стало иризирующее стекло. Его можно получить, если посыпать уже готовое, но ещё не охлаждённое стекло металлическими крупинками. При этом на поверхности пластины образуется металлический глянец, который переливается всеми цветами радуги. Иризирующее стекло также изготавливали уже до Тиффани, но только благодаря ему оно стало по-настоящему известно. Складчатое стекло или «драпировки» также прославило имя Тиффани. Его получают, деформируя ещё мягкую пластину стекла в процессе производства. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Стекло для Тиффани — это прежде всего цвет. Как живописец на палитре, так и он в процессе производства стекла смешивал различные тона и «рисовал» ими свои картины. Он чрезвычайно тщательно подбирал цвета и, если необходимого тона не было в одной пластине стекла, он складывал три или четыре стекла друг на друга по так называемому «сэндвич-методу», пока не получал желаемого тона. Ребристое стекло или «Драпировки», получают, деформируя еще мягкую пластину. Сам Тиффани использовал «драпировки» и «складки» в больших витражах. В знаменитой композиции «Магнолии» из них сделаны цветы. Для наилучшего воздействия этих стекол необходима большая площадь фрагмента, так как в маленьких пластинках они слишком сильно дробятся. Беспорядочная поверхность такого стекла является источником сильной светотеневой игры, постоянно изменяющейся в зависимости от угла зрения. Тиффани использовал такое«складчатое» стекло для фонов в виде растительных мотивов или для изображения листвы деревьев. Как правило, одна сторона такого стекла остается гладкой и хорошо режется. Некоторые виды работ не позволяют использовать эти очень «живые» стекла. Кроме плоского стекла в некоторых своих работах Тиффани использовал стеклянные камни.

Сам факт обращения Тиффани с его новым стеклом, которое уже само по себе, просто в листе было произведением искусства, к теме мозаики, родил инновационный подход к мозаичной технике. Поскольку само стекло представляло собой бесконечный причудливый переход и изменение оттенков цвета, получавшегося из смешивания стеклянной массы нескольких цветов, оно давало возможность, используя это свойство, подбирать тот или иной рисунок кусочка стекла под конкретный участок изображения. Кроме того, из стекла можно было вырезать фрагменты произвольной формы. Все эти приемы уже существовали до Тиффани в технике флорентийской мозаики, в камне, но именно он успешно применил их к стеклу. Кроме того, поскольку Тиффани сам занимался производством стекла, он мог изготовить такое, какое было нужно для «вот этого» изображения.Стекло было полупрозрачным и по прохождении через него света приобретало особую яркость и сочность. Это был новый декоративный мир, совсем иной, чем тот, что создается в тесселированной мозаике из моноколора.

-3

В рекламном проспекте «Мозаика», изданном Студией Тиффани в 1896 г., автор объясняет свое обращение к мозаике незабываемым впечатлением от ослепительных интерьеров византийских храмов, увиденных им в молодости. В том же издании он рассказывает о стекле, как о материале, совмещающем практичность и декоративность, поскольку мозаичное стекло устойчиво к влаге, окислению, огню и обветшанию.

В 1890-е годы он один из первых открыл шоу-рум в Нью-Йорке, где показывал клиентам свои лучшие работы. В рекламных брошюрах он печатал фотографии рабочих процессов мастерской, подтверждающие, что каждое изделие Студии Тиффани сделано вручную. Впечатляющий зал для демонстрации, маркетинговая стратегия и участие в международных выставках вызвали огромный интерес и спрос на дорогостоящие предметы роскоши «от Тиффани». Архивные материалы о работе Студии — отдельная часть экспозиции выставки.

Цветовая гамма различных видов стекла насчитывала около пяти тысяч оттенков. Например, драпированное стекло умеренного зеленого цвета имело 41 оттенок, а светло-зеленого цвета — 13

Некоторые мозаичные панно в Студии Тиффани выполнены Женским Департаментом Резки стекла, в котором работали 35 девушек.

«В области чистого орнамента и чистого цвета, в ловкости обработки и исполнения деталей, женщины не имеют себе равных. Это действительно вызывает удивление, так как они занимаются этой работой не так давно» — писал Поли Кинг в журнале «Art Interchange» в 1894 году.

Луис Тиффани был одним из первых, кто нанимал на работу женщин в то время, когда они еще не имели права голоса. Вначале в качестве эксперимента он принял на работу пять девушек, а к концу 1890-х годов на его предприятии числилось 300 служащих,в том числе 50 работниц.

«Девочки Тиффани», как их называли, работали под руководством Клары Дрисколл. Тиффани ценил Клару и признавал ее талант дизайнера, а дама восхищалась его «творческой чувственностью», им было легко работать вместе, их сближало общее художественное видение. Поначалу женский отдел работал над витражами и мозаичными панелями, а затем девушки сосредоточились на узорах для изысканных ламп, светильников и небольших изящных вещицах тонкой работы.

-4

Тиффани заказывали мозаики государственные учреждения и частные лица. Многие мозаичные панно до сих пор находятся там, где их установили в начале ХХ века, — в библиотеках, университетах, церквях в Нью-Йорке, Балтиморе, Чикаго и Филадельфии.

В 1890-е годы работы Тиффани были очень популярны в Америке и стали известны в мире. К концу 1930-х годов мода на модерн прошла и компания обанкротилась.

Работы Тиффани из цветного стекла вернулись в моду в 1970-е годы и с тех пор их популярность и цены на аукционах только возрастают.

Список мозаичных произведений:

  • Мозаичное панно «Молитва Солдата-Христианина», деталь, 1919 год. Дизайнер — Frederick Wilson. Мозаика из стекла. Первая Пресвитерианская церковь (сейчас Объединненная Пресвитерианская церковь).
  • Запрестольный образ, 1891 год. Дизайнер Jacob Adolphus Holzer. Мозаика из стекла и стеклянных драгоценных камней; мозаика из мрамора. Церковь Святого Павла, город Трой, штат Нью-Йорк.
  • Мозаичная панель «Отцы церкви» (Святой Иоанн Златоуст, Святой Августин, Святой Амвросий), ок. 1892. Стекло, гипс, 248.3×148.6 см. The Neustadt Collection of Tiffany Glass, Квинс, Нью-Йорк.
  • «Сад Мечты», 1916. Мозаика из стекла. Собрание Пенсильванской Академии искусств, Филадельфия.
  • Мозаика «Пейзаж в саду», 1905−1915. Стекло «фавриль», 262.9×289.6 см, Метрополитен Музей,Нью-Йорк